Психотерапевтическая клиника лечения алкоголизма, курения, ожирения, панических атак и неврозов в Ноябрьске
Причины считать нас

Бред у детей

Статьи
arrow
Бред у детей
Опубликовано 19 апреля 2023
Обновлено 05 декабря 2023
2503 просмотров
Оценка статьи:
5 из 5
Оглавление
  • Бред у детей — что значит, как проявляется
  • Симптомы
  • Причины
  • Стадии
  • Классификация
  • Осложнения
  • Диагностика и лечение
  • Профилактика

Расстройства психики встречаются у каждого 7 ребенка в возрасте старше 10 лет. Детские психиатры рассматривают их как одну из ведущих причин детской инвалидности.

Начало заболевания нередко ускользает из поля зрения специалистов из-за неосведомленности родителей и стертости симптомов. Отсутствие своевременной помощи утяжеляет психическое состояние, ведет к хронизации процесса и нарушениям в нервно-психическом развитии.

Лечение направлено на скорейшее купирование патологических признаков, компенсацию нарушенных функций и предупреждение тяжелых отдаленных последствий заболевания.

Бред у детей — что значит, как проявляется

Под бредом психиатры понимают аномальное восприятие внешнего мира, стойкое убеждение человека о себе или своем окружении, не соответствующее реальности. Бредовое расстройство проявляется в виде различных идей, например, преследования, превосходства и так далее. Они всегда являются признаком временного нарушения психики или ее хронического заболевания.

В Международном классификаторе болезней бредовое расстройство выделено под шифром F22.0.

Основные характеристики бреда были определены более 100 лет назад:

  • находится в полном отрыве от реальности;
  • не поддается психологической коррекции;
  • исключает критическое отношение со стороны больного человека;
  • воспринимается им как логичное и единственно правильное утверждение.

Бред у ребенка в начальных стадиях своего развития сложно отличить от возрастных особенностей психики, особенно, в дошкольном и младшем школьном возрасте. Настораживают длительно, более 3 месяцев существующие однотипные идеи фантастического содержания. Ребенок отказывается обсуждать их, не изменяет собственного мнения под влиянием убеждений взрослых.

Бредовые идеи стойко удерживаются в сознании, не видоизменяются, а часто дополняются ложными видениями — галлюцинациями. Они нарушают развитие ребенка, затрудняют адаптацию к детскому коллективу.

Изменения в психическом состоянии ребенка могут появиться в любом возрасте, поэтому необходимо помнить об их возможности и при сомнениях в адекватности поведения малыша обращаться к детскому психотерапевту. Профессионал может разобраться даже в стертых и слабо выраженных симптомах заболевания, вовремя назначить необходимое диагностическое обследование и провести коррекцию патологии.

Симптомы

В детском возрасте симптомы бредового расстройства проявляются менее ярко в сравнении со взрослыми. При внимательном наблюдении за поведением ребенка родители могут заподозрить имеющиеся нарушения.

Симптомы бреда зависят от его клинического варианта:

  • Для образного бреда типичны страхи, вызванные чувством грозящей опасности или мнимым преследованием. Первые проявления такого расстройства чаще наблюдаются после инфекционных заболеваний, отравлений или травматических повреждений мозга.

Кроме идеи преследования появляются и дополнительные симптомы — галлюцинации. Заболевшие дети “видят” страшных зверей и чудищ, страдают от мнимых насекомых, которые мерещатся им повсюду, прибегают к родителям и в ужасе просят выгнать диких зверей, защитить от их нападений.

  • При бреде “чужих родителей” дети плачут по поводу отсутствия родных людей. Больной ребенок убежден, что находящиеся рядом взрослые для него чужие, умоляют найти настоящих маму и папу. Убедить в беспочвенности сомнений ребенка с бредом не получается. Такое расстройство нередко бывает дебютом шизофрении либо последствием тяжелых психологических потрясений.
  • В случае ипохондрического бреда у 7-8-летних детей и более старших подростков страх смерти начинает преобладать над любыми другими мыслями. Помимо такого опасения выявляются и другие нарушения психики. В действительности какие-либо предпосылки для страха отсутствуют, он вызывается незначимыми поводами, например, боязнью умереть от голода при опоздании на обед. Проводимая психотерапия неэффективна, переубедить ребенка невозможно.
  • Недифференцированный бред младшего возраста наблюдается у дошкольников. Родители замечают необычное поведение — малыш явно чего-то сильно боится, но причину и предмет своего страха пояснить не может. Ребенок становится конфликтным, настроенным враждебно по отношению к наиболее близким людям. В его поведении ощущаются напряжение и настороженность. Родители кажутся злыми, в них раздражает одежда, внешность, интонации голоса. Даже ласки остается без ответа.
  • Бред страха отличается от других часто встречающихся тревожных переживаний. Ребенок боится обыденных предметов — пугают предметы мебели, книги, миролюбивые домашние животные. Страх выражен настолько сильно, что малыш часами прячется, не идет на контакт. Если он выбирается из укрытия, то постоянно оглядывается, пригибается, пытается убежать.

Если родителям довелось столкнуться с необъяснимым поведением сына или дочери, малопонятными и бессвязными детскими высказываниями, беспричинными страхами, нужно быстрее обратиться к специалисту-психотерапевту. Ранние признаки болезни можно успешно скорректировать.

Причины

Детский бред — следствие многих патологических состояний. Он не всегда является проявлением хронических болезней психики, может оказаться преходящим, связанным с серьезными психологическими нагрузками.

Наиболее частыми причинами бреда являются:

  • Черепно-мозговые травмы. Впервые расстройства сознания появляются как непосредственно после получения травмы, так и в восстановительном периоде.
  • Тяжело протекающие инфекционные болезни. В детском возрасте бред может возникнуть на фоне высокой температуры тела, долго длящейся вирусной или бактериальной инфекции.
  • Острые отравления химическими веществами. В силу возрастного любопытства дети пробуют на вкус предметы бытовой химии, ядохимикаты для обработки сада и огорода. Токсическое поражение мозга сопровождается бредом и галлюцинациями.
  • Неблагополучная обстановка в семье. Бурные ссоры родителей, уход одного из них из дома или длительное отсутствие в связи с серьезной болезнью становятся сильным психотравмирующим фактором для ребенка любого возраста, основой для формирования психической патологии.
  • Врожденные особенности психики. Нарушения психического развития могут быть генетически обусловлены. Психическими расстройствами сопровождаются наследственные болезни обмена веществ, хромосомные аномалии, последствия осложнений беременности у матери.

Психиатры придерживаются мнения, что бред у ребенка в отличие от взрослых может быть преходящим, возникать на фоне инфекционных заболеваний, отравлений, а после выздоровления исчезать практически бесследно.


В амбулаторных условиях после единственного посещения врача-психиатра выявить причину нарушенного поведения ребенка не всегда возможно, поэтому длительное наблюдение проводится в стационаре.

Исследователи мозга выяснили, что бред появляется при патологии коры правого мозгового полушария. В его боковых отделах появляется аномальная активность. Эта область мозга является главным участком в сети нейронов, куда приходят сигналы от дофаминовых рецепторов.

Дофамин — гормон радости и удовольствия. При его недостатке человек впадает в депрессию. У пациентов с бредовыми расстройствами все наоборот: активность дофаминовой системы повышена. Существует гипотеза о хаотичном выбросе дофамина в кровь независимо от наличия стимула. В момент, когда происходит такой выброс, в сознании человека всплывают бредовые идеи.

Стадии

Бред возникает и закрепляется постепенно, проходит несколько стадий в своем развитии:

  1. Начальная (бредовое настроение). В это время ребенок ощущает необъяснимое внутреннее беспокойство, становится настороженным и подозрительным, словно предчувствует беду. Он уверен, что рядом с ним совершается нечто опасное и угрожающее.
  2. Бредовое восприятие. Пациент осознает реальную окружающую обстановку, но одновременно появляется мысль о существовании дополнительного предмета или события, которые сильно влияют на больного. Объяснения своим чувствам ребенок пока не находит, детально рассказать о них тоже не может.
  3. Бредовое толкование. Необычный предмет или действие приобретают более понятный образ. Теперь ребенок может описать объект своего болезненного состояния, дать ему собственную оценку, но еще не связывает его с окружающей действительностью.
  4. “Кристаллизация бреда”. Свои умозаключения по поводу нового объекта ребенок выстраивает в непосредственной связи с происходящими вокруг него событиями, дает свое толкование мнимому действию. Родители со стороны наблюдают за поведением больного и сообщают, что “ребенок несет бред”.

Классификация

Отечественные психиатры выделяют 3 основных разновидности бреда.

Параноидный

Такой бред имеет чувственный характер. Болезненные умозаключения основываются на искаженных ощущениях. Они подчиняются выдуманной идее, как правило, связанной с обманом восприятия. Наиболее часто психическое расстройство внешне выражается в наличии бреда преследования в сочетании с иллюзиями или галлюцинациями разнообразного содержания.

В восприятии больным окружающего мира отсутствует какая-либо стройная система, довольно часто появляются ложные видения. Утрачивается контроль над собственным поведением и мышлением. Иногда ребенок бывает убежден в тяжелом нарушении своего здоровья, например, активно жалуется на сжимающую боль в сердце, считает, что в него попала игла и насквозь его прошила и т.д.

Ребенок не способен управлять своими эмоциями, принимать волевые решения. Он убежден, что какой-то недоброжелатель забирает его мысли и заменяет их на чужие, не свойственные ему. Периодически с воображаемым объектом завязывается мнимый контакт, к нему больной обращается и получает ответ.

Паранойяльный

Его можно охарактеризовать, как и дословный перевод с греческого языка «безумие рядом». Нормальное мышление и стройная бредовая идея с логическими умозаключениями и доказательствами существуют параллельно.

Специалисты называют паранойяльные расстройства бредом толкования. В отличие от классического параноида при паранойяльных расстройствах ощущения больного не нарушаются. Вместе с обычным реальным миром в сознании больного параллельно происходят нереальные события. По каждому из них существует собственное бредовое толкование.

Со стороны такие люди воспринимаются как странные, излишне подозрительные. Все, что не относится к бредовой идее, воспринимается адекватно, поэтому даже родители подолгу не понимают, что у ребенка имеются нарушения и необходимо вмешательство специалиста.

Больной высказывается в защиту своих идей, считает их совершенно реальными. С раннего возраста такие дети очень тяжело переживают собственные неудачи, завышают самооценку и не прощают другим обид, нередко становятся весьма агрессивными.

В поле зрения медработников эти пациенты попадают только при серьезных конфликтах с другими детьми, при которых они наносят физические травмы обидчику, провоцируют других на агрессивные ответные реакции.

Парафренный

Наиболее тяжелая форма бреда сочетает в себе множественные нарушения. Бредовые идеи существуют параллельно с галлюцинациями, манией величия и преследования. Такого пациента-подростка заметить несложно. На фоне постоянно приподнятого настроения он высказывается о своем величии и приписывает себе фантастические качества, всегда уверен в своей правоте, совершенно не воспринимает критику и не соглашается с чьим-либо мнением.

Бредящий ребенок часто слышит голоса, которые внушают ему различные идеи. Он сообщает нереалистичные факты из своей биографии, рассказывает о великих событиях, в которых якобы участвовал в главной роли. В младшем возрасте родители не понимают, что речь идет не просто о детских фантазиях. Постепенно расстройства становятся более явными и с возрастом только усиливаются, а не прекращаются в отличие от хорошо развитого воображения.

Подозрения на наличие заболевания возникают у окружающих взрослых, когда становятся явными галлюцинации. Ложные видения появляются часто и связаны с тягостными переживаниями, преследованиями, угрозами. На них больной ребенок отвечает повышенной агрессивностью и жестокостью.

Индуцированный

Редко возникающая форма бредового расстройства передается здоровым детям. Ребенок с психическими нарушениями старательно убеждает сверстников в своей правоте. Он делает это вполне правдоподобно для окружающих детей и взрослых, в конце концов здоровые тоже проникаются новой идеей и готовы отстаивать ее. Такому непреднамеренному влиянию поддаются особо впечатлительные и тревожные дети, с неустойчивой психикой, ослабленными защитными силами на фоне длительных и частых болезней.

Диагноз необычного бредового расстройства с уверенностью подтверждается тогда, когда одну и ту же бредовую мысль воспринимают несколько человек одновременно.

Только специалист обладает достаточными знаниями и умениями, которые позволяют отличить бред как проявление психического заболевания у ребенка от простых детских фантазий и вымыслов. При непонятных и повторяющихся симптомах нарушения психики не стоит пытаться “перевоспитывать” ребенка, внушать ему “правильные” мысли.


Профессионалы специализированной семейной клиники психического здоровья проводят полную диагностику психического состояния ребенка любого возраста и при необходимости корректируют выявленные нарушения.


В зависимости от длительности существования бредовых идей специалисты выделяют:

  • Острый бред. О его развитии говорят в первые 3 месяца нарушений. Это патологическое состояние психики, при котором сознание полностью подчиняется бредовой идее. Окружающая обстановка воспринимается как иллюзия, которой сопутствуют повышенная тревожность, страх, неожиданные действия больного. Самоконтроль возникает изредка и на непродолжительное время.
  • Хронический бред. Без лечения существует длительно, более 3-х месяцев. Его проявления периодически стихают, но полностью не проходят.

По механизму нарушения сознания бред разделяется на первичный и вторичный:

  • Основу первичного бреда составляют расстройства логики. В понимании поведения окружающих людей и своего собственного отсутствует какая-либо логика и правдоподобность. Первичный бред бывает ранним признаком психического заболевания, без лечения стойко сохраняется всю жизнь.
  • У истоков вторичного бреда лежат нарушения чувственного восприятия. Сознание больного становится затуманенным, вместо реально существующих объектов ребенок видит галлюцинации. Логика в его действиях не просматривается, совершаемые поступки импульсивные и нерациональные.

Осложнения

Отдаленными последствиями бреда у детей могут быть:

  • пониженное настроение и депрессии;
  • отсутствие удовлетворения от занятий и игр, которые раньше радовали;
  • нарушенный сон;
  • физическое истощение, общая слабость, плохой аппетит или отказ от приема пищи;
  • затрудненная адаптация к детскому коллективу;
  • агрессивное и даже враждебное отношение к окружающим людям;
  • попытки самоповреждения и суицидальные настроения.

Наиболее серьезное осложнение психического нарушения в детском возрасте — искаженное развитие ребенка. Изменения выражены тем ярче, чем раньше появились первые признаки болезни. Возможны 2 варианта:

  • Дисгармоничное развитие. Сроки созревания психических функций не соответствуют двигательным, высокий интеллект может сочетаться с отсутствием критики своего поведения, развитая речь — с ограниченным общением со сверстниками.
  • Задержка психического развития. После манифестации бреда в раннем детском возрасте он самостоятельно не исчезает. При отсутствии терапии на его фоне развитие ребенка затормаживается. Может постепенно исчезнуть развитая речь, она становится бедной, искаженной, с неправильным звукопроизношением.

Адекватное лечение может предотвратить серьезные проблемы в развитии ребенка, компенсировать особенности психики и вызвать долговременную ремиссию в течении заболевания.


Родителям важно знать основные проблемы, с которыми необходимо обращаться к детскому психиатру:

  • Отставание от ровесников в развитии. У ребенка может наблюдаться позднее появление речи, отмечаться трудности в обучении — сложности с запоминанием новой информации, невозможность сконцентрировать внимание. Малыш быстро утомляется от обучающих занятий, не выдерживает и 15 минут урока.
  • Малопонятная, с частыми паузами речь после достижения 3-х-летнего возраста. Обращенные фразы воспринимаются с трудом. При общении с малознакомыми людьми даже в присутствии близких отмечается чрезмерное волнение.
  • Трудности с засыпанием, чуткий и беспокойный сон. Во время сна ребенок часто разговаривает, встает с постели, ходит с закрытыми глазами.
  • Ребенок отказывается от соблюдения моральных норм в обществе. Обращает на себя внимание поразительная жестокость к животным и окружающим людям, часто появляются вспышки беспричинной агрессии, раздражительности.
  • После пережитого стресса возникают заикание и тики, навязчивые мысли и действия. В течение длительного промежутка времени ребенок находится в подавленном состоянии с пониженным настроением. Он высказывается о предчувствии беды, ожидает смерти или физических повреждений.
  • Необъяснимые страх и тревожность противоречат спокойной окружающей обстановке. Ребенок высказывается о своей тяжелой болезни, проявляет необоснованные опасения о собственном здоровье.
  • Постоянное фантазирование не соответствует возрасту. Родители замечают продолжительные беседы с несуществующими предметами.

При наличии похожих симптомов требуется консультация психиатра. Ранняя коррекция психических нарушений вполне возможна. Тяжелые осложнения для последующего умственного развития совместными усилиями профессионалов и родителей можно предотвратить.

Диагностика и лечение

Диагноз бредового расстройства ставится на основании сочетания клинических данных и результата беседы с больным ребенком и его родителями. Врач выясняет, как давно появились непонятные изменения в поведении ребенка, что им предшествовало. Играют роль сведения о внутриутробном периоде жизни, осложнениях родов и периода новорожденности, перенесенных родовых травмах и черепно-мозговых повреждениях в более старшем возрасте.

Основные диагностические критерии бреда:

  • наличие ложных убеждений ребенка как наиболее ярких или единственных проявлений заболевания;
  • длительность сохраняющихся нарушений не менее 3-х месяцев;
  • периодические эпизоды сниженного настроения, депрессии;
  • существование бредовых идей при любом эмоциональном состоянии.

При сомнениях в правильности диагноза врач предлагает обследование в условиях стационара. Дополнительно назначаются инструментальные и лабораторные диагностические тесты (электроэнцефалография, компьютерная томография мозга и магнитно-резонансное обследование, анализы крови на наличие инфекционных возбудителей и т.д.).

Основные методы лечения бреда у детей:

  • медикаментозные;
  • психотерапевтические.

Врач сначала назначает терапию основного заболевания или корректирует состояние, которое предшествовало первым проявлениям расстройства психики. Используются препараты мягкого действия с минимальным количеством побочных эффектов:

  • нейролептики;
  • успокаивающие;
  • ноотропные;
  • антидепрессивные средства;
  • поливитамины.

Уменьшение симптомов бреда наступает примерно через неделю. Для полного эффекта принимать антипсихотические препараты нужно не менее месяца, а затем длительно продолжать лечиться ими в минимальных поддерживающих дозировках. Отказ от применения препаратов ведет к возобновлению симптомов бредового расстройства, повторной госпитализации.

С детьми занимаются психотерапевты совместно с психологами. Они применяют психотерапевтические методики, такие как арт-терапия, иппотерапия, гидротерапия, развивающие игры, лечение спортом, чтение книг. Выбор зависит от склонностей и интересов ребенка. Комплексное воздействие на психику позволяет получить устойчивый результат.

phone
Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных

Профилактика

Психиатры рекомендуют пациентам и их родственникам воспользоваться несложными рекомендациями:

  • С больным ребенком необходимо поддерживать добрые дружеские отношения. Если настроиться на продуктивное общение, проявлять терпимость, ставить несложные вопросы, то вполне можно рассчитывать на взаимность.
  • Формулировать свои мысли нужно четко и ясно, использовать тактильные стимулы.
  • В случае усиления симптомов, признаках агрессивности и повышенной возбудимости нужно дополнительно проконсультироваться у психиатра.
  • Обязательно контролировать прием лекарственных средств, полноценно питаться, соблюдать умеренную физическую активность.
  • Проверить безопасность домашней обстановки, например, иногда приходится заменить газовую печь на кухне на электрическую, чтобы избежать опасных ситуаций с бытовой техникой.

Бредовое расстройство — заболевание психики, которое протекает хронически, но настойчивое лечение облегчает тягостные проявления. Компенсация состояния у детей наступает быстрее, чем у взрослых пациентов со множеством сопутствующих болезней. Дети вполне могут справляться с привычными домашними заботами и обучаться в школе. Фармакологическое вмешательство дает возможность предотвратить серьезные осложнения и улучшить отдаленный прогноз.

Литература:

  1. Общая психопатология и психические расстройства детского и подросткового возраста. Гродно, 2003. Учебное пособие по психиатрии для студентов педиатрического факультета медицинских ВУЗов. http://www.grsmu.by/files/file/university/cafedry/psihiatrii-narkologii/files/det_psi_up.pdf
  2. Чубан О.И. Бредовое расстройство — симптомы и лечение. https://probolezny.ru/rasstroystvo-bredovoe/
  3. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. https://ncpz.ru/lib/1/book/52/chapter/24
  4. Блейхер В.М. Расстройства мышления. https://www.psychiatry.ru/lib/53/book/87/chapter/19
  5. https://gelpnd.ru/index.php/informatsiya-dlya-patsientov/meditsinskaya-profilaktika/2-uncategorised/...

Статья проверена, медицинская информация верна

У вас есть вопросы? Мы поможем вам найти ответы.

Мы выделили лучших клинических психологов для оперативного консультирования по вопросам лечения в нашей клинике. Ваше обращение будет конфиденциальным и бесплатным.
круглосуточно, без выходных
image

Что делает нас достойными вашего доверия?

arrow
arrow