Расстройства психики встречаются у каждого 7 ребенка в возрасте старше 10 лет. Детские психиатры рассматривают их как одну из ведущих причин детской инвалидности.
Начало заболевания нередко ускользает из поля зрения специалистов из-за неосведомленности родителей и стертости симптомов. Отсутствие своевременной помощи утяжеляет психическое состояние, ведет к хронизации процесса и нарушениям в нервно-психическом развитии.
Лечение направлено на скорейшее купирование патологических признаков, компенсацию нарушенных функций и предупреждение тяжелых отдаленных последствий заболевания.
Под бредом психиатры понимают аномальное восприятие внешнего мира, стойкое убеждение человека о себе или своем окружении, не соответствующее реальности. Бредовое расстройство проявляется в виде различных идей, например, преследования, превосходства и так далее. Они всегда являются признаком временного нарушения психики или ее хронического заболевания.
В Международном классификаторе болезней бредовое расстройство выделено под шифром F22.0.
Основные характеристики бреда были определены более 100 лет назад:
Бред у ребенка в начальных стадиях своего развития сложно отличить от возрастных особенностей психики, особенно, в дошкольном и младшем школьном возрасте. Настораживают длительно, более 3 месяцев существующие однотипные идеи фантастического содержания. Ребенок отказывается обсуждать их, не изменяет собственного мнения под влиянием убеждений взрослых.
Бредовые идеи стойко удерживаются в сознании, не видоизменяются, а часто дополняются ложными видениями — галлюцинациями. Они нарушают развитие ребенка, затрудняют адаптацию к детскому коллективу.
Изменения в психическом состоянии ребенка могут появиться в любом возрасте, поэтому необходимо помнить об их возможности и при сомнениях в адекватности поведения малыша обращаться к детскому психотерапевту. Профессионал может разобраться даже в стертых и слабо выраженных симптомах заболевания, вовремя назначить необходимое диагностическое обследование и провести коррекцию патологии.
В детском возрасте симптомы бредового расстройства проявляются менее ярко в сравнении со взрослыми. При внимательном наблюдении за поведением ребенка родители могут заподозрить имеющиеся нарушения.
Симптомы бреда зависят от его клинического варианта:
Кроме идеи преследования появляются и дополнительные симптомы — галлюцинации. Заболевшие дети “видят” страшных зверей и чудищ, страдают от мнимых насекомых, которые мерещатся им повсюду, прибегают к родителям и в ужасе просят выгнать диких зверей, защитить от их нападений.
Если родителям довелось столкнуться с необъяснимым поведением сына или дочери, малопонятными и бессвязными детскими высказываниями, беспричинными страхами, нужно быстрее обратиться к специалисту-психотерапевту. Ранние признаки болезни можно успешно скорректировать.
Детский бред — следствие многих патологических состояний. Он не всегда является проявлением хронических болезней психики, может оказаться преходящим, связанным с серьезными психологическими нагрузками.
Наиболее частыми причинами бреда являются:
Психиатры придерживаются мнения, что бред у ребенка в отличие от взрослых может быть преходящим, возникать на фоне инфекционных заболеваний, отравлений, а после выздоровления исчезать практически бесследно.
В амбулаторных условиях после единственного посещения врача-психиатра выявить причину нарушенного поведения ребенка не всегда возможно, поэтому длительное наблюдение проводится в стационаре.
Исследователи мозга выяснили, что бред появляется при патологии коры правого мозгового полушария. В его боковых отделах появляется аномальная активность. Эта область мозга является главным участком в сети нейронов, куда приходят сигналы от дофаминовых рецепторов.
Дофамин — гормон радости и удовольствия. При его недостатке человек впадает в депрессию. У пациентов с бредовыми расстройствами все наоборот: активность дофаминовой системы повышена. Существует гипотеза о хаотичном выбросе дофамина в кровь независимо от наличия стимула. В момент, когда происходит такой выброс, в сознании человека всплывают бредовые идеи.
Бред возникает и закрепляется постепенно, проходит несколько стадий в своем развитии:
Отечественные психиатры выделяют 3 основных разновидности бреда.
Такой бред имеет чувственный характер. Болезненные умозаключения основываются на искаженных ощущениях. Они подчиняются выдуманной идее, как правило, связанной с обманом восприятия. Наиболее часто психическое расстройство внешне выражается в наличии бреда преследования в сочетании с иллюзиями или галлюцинациями разнообразного содержания.
В восприятии больным окружающего мира отсутствует какая-либо стройная система, довольно часто появляются ложные видения. Утрачивается контроль над собственным поведением и мышлением. Иногда ребенок бывает убежден в тяжелом нарушении своего здоровья, например, активно жалуется на сжимающую боль в сердце, считает, что в него попала игла и насквозь его прошила и т.д.
Ребенок не способен управлять своими эмоциями, принимать волевые решения. Он убежден, что какой-то недоброжелатель забирает его мысли и заменяет их на чужие, не свойственные ему. Периодически с воображаемым объектом завязывается мнимый контакт, к нему больной обращается и получает ответ.
Его можно охарактеризовать, как и дословный перевод с греческого языка «безумие рядом». Нормальное мышление и стройная бредовая идея с логическими умозаключениями и доказательствами существуют параллельно.
Специалисты называют паранойяльные расстройства бредом толкования. В отличие от классического параноида при паранойяльных расстройствах ощущения больного не нарушаются. Вместе с обычным реальным миром в сознании больного параллельно происходят нереальные события. По каждому из них существует собственное бредовое толкование.
Со стороны такие люди воспринимаются как странные, излишне подозрительные. Все, что не относится к бредовой идее, воспринимается адекватно, поэтому даже родители подолгу не понимают, что у ребенка имеются нарушения и необходимо вмешательство специалиста.
Больной высказывается в защиту своих идей, считает их совершенно реальными. С раннего возраста такие дети очень тяжело переживают собственные неудачи, завышают самооценку и не прощают другим обид, нередко становятся весьма агрессивными.
В поле зрения медработников эти пациенты попадают только при серьезных конфликтах с другими детьми, при которых они наносят физические травмы обидчику, провоцируют других на агрессивные ответные реакции.
Наиболее тяжелая форма бреда сочетает в себе множественные нарушения. Бредовые идеи существуют параллельно с галлюцинациями, манией величия и преследования. Такого пациента-подростка заметить несложно. На фоне постоянно приподнятого настроения он высказывается о своем величии и приписывает себе фантастические качества, всегда уверен в своей правоте, совершенно не воспринимает критику и не соглашается с чьим-либо мнением.
Бредящий ребенок часто слышит голоса, которые внушают ему различные идеи. Он сообщает нереалистичные факты из своей биографии, рассказывает о великих событиях, в которых якобы участвовал в главной роли. В младшем возрасте родители не понимают, что речь идет не просто о детских фантазиях. Постепенно расстройства становятся более явными и с возрастом только усиливаются, а не прекращаются в отличие от хорошо развитого воображения.
Подозрения на наличие заболевания возникают у окружающих взрослых, когда становятся явными галлюцинации. Ложные видения появляются часто и связаны с тягостными переживаниями, преследованиями, угрозами. На них больной ребенок отвечает повышенной агрессивностью и жестокостью.
Редко возникающая форма бредового расстройства передается здоровым детям. Ребенок с психическими нарушениями старательно убеждает сверстников в своей правоте. Он делает это вполне правдоподобно для окружающих детей и взрослых, в конце концов здоровые тоже проникаются новой идеей и готовы отстаивать ее. Такому непреднамеренному влиянию поддаются особо впечатлительные и тревожные дети, с неустойчивой психикой, ослабленными защитными силами на фоне длительных и частых болезней.
Диагноз необычного бредового расстройства с уверенностью подтверждается тогда, когда одну и ту же бредовую мысль воспринимают несколько человек одновременно.
Только специалист обладает достаточными знаниями и умениями, которые позволяют отличить бред как проявление психического заболевания у ребенка от простых детских фантазий и вымыслов. При непонятных и повторяющихся симптомах нарушения психики не стоит пытаться “перевоспитывать” ребенка, внушать ему “правильные” мысли.
Профессионалы специализированной семейной клиники психического здоровья проводят полную диагностику психического состояния ребенка любого возраста и при необходимости корректируют выявленные нарушения.
В зависимости от длительности существования бредовых идей специалисты выделяют:
По механизму нарушения сознания бред разделяется на первичный и вторичный:
Отдаленными последствиями бреда у детей могут быть:
Наиболее серьезное осложнение психического нарушения в детском возрасте — искаженное развитие ребенка. Изменения выражены тем ярче, чем раньше появились первые признаки болезни. Возможны 2 варианта:
Адекватное лечение может предотвратить серьезные проблемы в развитии ребенка, компенсировать особенности психики и вызвать долговременную ремиссию в течении заболевания.
Родителям важно знать основные проблемы, с которыми необходимо обращаться к детскому психиатру:
При наличии похожих симптомов требуется консультация психиатра. Ранняя коррекция психических нарушений вполне возможна. Тяжелые осложнения для последующего умственного развития совместными усилиями профессионалов и родителей можно предотвратить.
Диагноз бредового расстройства ставится на основании сочетания клинических данных и результата беседы с больным ребенком и его родителями. Врач выясняет, как давно появились непонятные изменения в поведении ребенка, что им предшествовало. Играют роль сведения о внутриутробном периоде жизни, осложнениях родов и периода новорожденности, перенесенных родовых травмах и черепно-мозговых повреждениях в более старшем возрасте.
Основные диагностические критерии бреда:
При сомнениях в правильности диагноза врач предлагает обследование в условиях стационара. Дополнительно назначаются инструментальные и лабораторные диагностические тесты (электроэнцефалография, компьютерная томография мозга и магнитно-резонансное обследование, анализы крови на наличие инфекционных возбудителей и т.д.).
Основные методы лечения бреда у детей:
Врач сначала назначает терапию основного заболевания или корректирует состояние, которое предшествовало первым проявлениям расстройства психики. Используются препараты мягкого действия с минимальным количеством побочных эффектов:
Уменьшение симптомов бреда наступает примерно через неделю. Для полного эффекта принимать антипсихотические препараты нужно не менее месяца, а затем длительно продолжать лечиться ими в минимальных поддерживающих дозировках. Отказ от применения препаратов ведет к возобновлению симптомов бредового расстройства, повторной госпитализации.
С детьми занимаются психотерапевты совместно с психологами. Они применяют психотерапевтические методики, такие как арт-терапия, иппотерапия, гидротерапия, развивающие игры, лечение спортом, чтение книг. Выбор зависит от склонностей и интересов ребенка. Комплексное воздействие на психику позволяет получить устойчивый результат.
Психиатры рекомендуют пациентам и их родственникам воспользоваться несложными рекомендациями:
Бредовое расстройство — заболевание психики, которое протекает хронически, но настойчивое лечение облегчает тягостные проявления. Компенсация состояния у детей наступает быстрее, чем у взрослых пациентов со множеством сопутствующих болезней. Дети вполне могут справляться с привычными домашними заботами и обучаться в школе. Фармакологическое вмешательство дает возможность предотвратить серьезные осложнения и улучшить отдаленный прогноз.
Литература:
Статья проверена, медицинская информация верна