Дебилизм (дебильность) считается самой легкой степенью отставания интеллектуального развития. Врожденное или приобретенное в раннем возрасте заболевание на протяжении жизни не прогрессирует, а при правильном лечении состояние пациента улучшается. Зачастую патология сочетается с разнообразными неврологическими, эндокринными и вегетативными нарушениями.
Дебильность – что значит, как проявляется
Дебильность – это самая легкая степень умственной отсталости, которая обусловлена задержкой развития или органическим поражением мозга плода. Характеризуется значительным снижением способности к абстрактному мышлению и обобщению при сохранности моторики.
Дебильность является наиболее распространенным видом снижения интеллекта у детей. Составляет около 75% всех случаев умственной отсталости.
Термины «дебильность» и «дебил» - устаревшие и не рекомендуются к использованию, так как они вышли за сугубо медицинские рамки и стали носить социальный (негативный) оттенок, став ругательством. Вместо этих определений в некоторых руководствах предлагается использовать нейтральный термин из МКБ-10, где «дебильность» соответствует диагнозу «умственная отсталость легкой степени» или «легкая умственная отсталость». Тем не менее в психиатрической литературе и литературе по олигофренопедагогике и в настоящее время продолжают использоваться традиционные названия «дебильность», «имбецильность» и «идиотия».
При дебильности человек может иметь нормальную или близкую к нормальной внешность, физическое развитие и здоровье. Однако у него наблюдаются заметные отклонения в психическом развитии и интеллектуальных способностях. Симптомы дебильности могут быть разными в зависимости от степени выраженности и формы заболевания. Однако существуют некоторые общие признаки, которые помогают распознать патологию:
-
физическое развитие отстает от нормы: малыш позже начинает сидеть, ходить, говорить и т.д.;
-
нарушено абстрактное мышление: ребенок не может понять смысл слов, символов, понятий; не умеет выделять существенные признаки предметов и явлений; не способен делать выводы и прогнозы;
-
снижена склонность к запоминанию: дети плохо запоминают новую информацию; часто забывает то, что уже знали; не могут воспроизводить прочитанное или услышанное;
-
недоразвита речь: скудный словарный запас; искажение или пропуск звуков; нарушение грамматического строя речи; неспособность связно излагать свои мысли; непонимание сложных предложений и текстов;
-
отсутствует концентрация внимания: ребенок легко отвлекается от задания; не может долго удерживать внимание на одном объекте или действии; не умеет переключать внимание с одного на другое;
-
эмоциональная нестабильность: частая смена настроения; проявление агрессии или апатии; неадекватная реакция на похвалу или критику;
-
отсутствие любознательности и фантазии: ребенок не интересуется окружающим миром; не задает вопросов; не проявляет творческих способностей; не играет в воображаемые игры; предпочитает повторять за другими или копировать готовые образцы;
-
внушаемость, подчиняемость: дети легко поддаются чужому влиянию; не способны защитить свою точку зрения; не могут самостоятельно принимать решения; зависят от мнения окружающих.
Причины появления болезни
К основным причинам дебильности относят:
-
генетические болезни, для которых характерны проявления умственной отсталости (ферментопатии, эндокринопатии, микроцефалия);
-
травмирование головного мозга во время родов или асфиксия новорожденного;
-
недостаточное количество йода в рационе малыша в возрасте от рождения до 3-х лет;
-
недостаток воспитания и общения в первые годы жизни малыша, из-за чего исходные ресурсы мозга активно не используются;
-
воздействие на организм беременной женщины вредных факторов, таких как инфекционные заболевания (краснуха, корь, сифилис, токсоплазмоз, цитомегалия), резус-конфликт, гипоксия плода, фетоплацентарная недостаточность, употребление алкоголя, наркотиков, табака или некоторых лекарств;
-
перенесенные в раннем детстве инфекционные поражения ЦНС (энцефалит, гнойный менингит, менингоэнцефалит) или тяжелые черепно-мозговые травмы.
Патогенез заболевания связан с нарушением структуры и функции мозга, в особенности его коры. В зависимости от причины дебильности могут быть поражены различные отделы мозга: лобные, височные, теменные, затылочные доли, межполушарная область, мозжечок и др.
В результате нарушается процесс формирования нервных связей и синапсов, которые необходимы для нормального развития психики и интеллекта. Также в патогенезе болезни могут играть роль нарушения биохимических процессов в нервных клетках, связанные с дефицитом или избытком определенных веществ (например, аминокислот, ферментов, гормонов).
Стадии болезни
Четко выраженных степеней дебильности нет. Однако можно выделить 3 периода в жизни человека с подобным диагнозом:
-
Раннее детство (до 3-х лет). В этот период проявляются первые признаки задержки психического развития: замедление моторного развития (позднее начинают сидеть, ползать, ходить), речевого развития (позднее начинают бормотать, говорить первые слова и предложения), эмоционального развития (менее выражены улыбка, радость, интерес к окружающему). Дети с дебильностью могут быть пассивными или возбудимыми, плохо контактировать с окружающими, не проявлять любопытства и инициативы.
-
Дошкольный и школьный возраст (3-18 лет). В этот период становятся более очевидными отличия детей с дебильностью от сверстников по уровню интеллекта и социальной адаптации. Ребенок с дебильностью испытывает трудности в обучении и воспитании. С трудом усваивает школьную программу или учится только по специальной программе для детей с ограниченными возможностями. Возможны проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Некоторые пациенты неспособны к самообслуживанию и самостоятельной жизни. Они могут иметь поведенческие нарушения: гиперактивность, импульсивность, агрессивность, аутизм и т.д.
-
Взрослая жизнь (с 18 лет). В этот период пациент продолжает жить с родителями или в специализированных учреждениях. Человек с синдромом дебильности способен работать по специальности, учится, общаться с ровесниками. Он может иметь семью и детей, но ему необходима консультация генетика и медицинского психолога. Высока вероятность развития хронических заболеваний или старческих изменений мозга.
Дебильность может быть классифицирована по разным критериям. Один из них –уровень интеллекта, измеряемый с помощью специальных тестов (например, теста Векслера или теста Стенфорда-Бине). По этому критерию выделяют следующие степени дебильности:
-
Легкая (IQ от 65 до 69 баллов). Человек незначительно отстает от сверстников по умственному развитию, способен обучаться в обычной школе, овладевать простыми профессиями, вести самостоятельную жизнь и общаться с другими людьми. При легкой дебильности возможны некоторые трудности с абстрактным мышлением, логикой, речью и памятью.
-
Умеренно выраженная (IQ от 60 до 64 баллов). Люди с этой степенью дебильности могут обучаться только в специальной школе. Они могут овладеть элементарными навыками самообслуживания и труда под руководством. Нуждаются в постоянном присмотре и помощи в повседневной жизни. Имеются серьезные нарушения абстрактного мышления, логики, речи и памяти.
-
Тяжелая (IQ от 50 до 59 баллов). Больной значительно отстает от сверстников по умственному развитию, не способен обучаться даже в специальной школе, а требует индивидуального обучения и коррекции. Не может овладеть никакими профессиями и не способен к самостоятельной жизни. Полностью зависит от других людей и нуждается в постоянном уходе и защите. Имеет глубокие нарушения абстрактного мышления, логики, речи и памяти.
Стадии дебильности определяются с помощью специальных тестов на интеллект, таких как тест Айзенка, Войнаровского, Торренса и другие. Они позволяют измерить уровень умственных способностей по различным параметрам, таким как пространственное мышление, логика, речь и другие. Стадии дебильности важны для выбора оптимальной стратегии лечения, коррекции и социальной адаптации пациента.
Другой критерий классификации дебильности – этиология, то есть причина возникновения заболевания. По этому критерию выделяют следующие виды дебильности:
-
Экзогенная дебильность – вызвана внешними факторами, воздействующими на плод в период беременности или на ребенка в раннем детстве. К таким факторам относятся инфекции, интоксикации, гипоксия, травмы и т.д.
-
Эндогенная дебильность – вызвана внутренними факторами, связанными с наследственностью или генетическими нарушениями. К таким факторам относятся хромосомные аномалии (например, синдром Дауна), генные мутации (например, фенилкетонурия), наследственные заболевания (например, галактоземия).
-
Смешанная дебильность – вызвана сочетанием экзогенных и эндогенных факторов.
Осложнения болезни
Осложнения дебильности - это негативные последствия, которые могут возникнуть у пациента в связи с его психическим и социальным недоразвитием. Основные последствия заболевания:
-
Поведенческие нарушения – отклонения в поведении, которые мешают адаптироваться к окружающей среде и обществу. К ним относится агрессивность, импульсивность, негативизм, безынициативность, легкая внушаемость, зависимость от других людей и т.д. Поведенческие нарушения могут быть вызваны как врожденными особенностями нервной системы, так и воздействием внешних факторов, таких как неблагоприятная семейная обстановка, недостаток образования и воспитания, дискриминация и изоляция от общества.
-
Неврологические и психические заболевания – нарушения функций головного мозга и психики, усугубляющие умственное состояние пациента и способные привести к инвалидности или смерти. К таким заболеваниям относятся: эпилепсия, гидроцефалия, церебральный паралич, шизофрения, аутизм, депрессия и другие. Неврологические и психические заболевания связаны как с органическими повреждениями мозга, так и с генетическими нарушениями или инфекционными процессами.
-
Соматические заболевания – нарушения функций различных органов и систем организма, которые ухудшают его физическое состояние и качество жизни. К таким заболеваниям относятся: сердечно-сосудистые, эндокринные, иммунные, пищеварительные и другие патологии. Соматические недуги связаны как с наследственными или приобретенными аномалиями развития органов и систем, так и с неправильным образом жизни, недостаточным уходом за здоровьем, низким уровнем гигиены и профилактики.
Осложнения дебильности требуют своевременного выявления и лечения, а также профилактических мер для предотвращения их развития.
Диагностика и лечение
Диагностика дебильности – процесс определения степени и формы умственной отсталости. Для этого используются различные методы, такие как:
-
Психометрия – измерение интеллектуальных способностей с помощью стандартизированных тестов, таких как тест Айзенка, тест Войнаровского, тест Торренса и другие. По результатам тестов определяется коэффициент интеллекта (IQ), который показывает уровень умственного развития человека.
-
Психологические тесты с сюжетными картинками – проверка способности к абстрактному мышлению, обобщению, логике и речи с помощью заданий на интерпретацию изображений, сопоставление понятий, построение рассказов и другие. Эти тесты позволяют выявить нарушения мышления и речи, характерные для дебильности.
-
Эксперименты по классификации изображений – оценка способности к группировке предметов по определенным признакам, например, по цвету, форме, размеру и другие. Эти эксперименты показывают уровень конкретно-описательного мышления, которое преобладает у людей с дебильностью.
Для диагностики возможно использование иных методов, например, анамнез, наблюдение за поведением и эмоциями, оценка развития речи и другие. Диагностические мероприятия важны для выбора оптимальной стратегии лечения, коррекции и социальной адаптации пациента.
Дебильность – неизлечимое заболевание, требующее постоянного наблюдения и коррекции.
Лечение дебильности направлено на улучшение качества жизни больных, развитие их познавательных и социальных способностей, снижение проявления сопутствующих психических и неврологических расстройств.
Терапия дебильности включает в себя:
-
Специфическую терапию. Направлена на устранение или компенсацию причин дебильности (по возможности). Например, при наследственных заболеваниях могут применяться генная или ферментная терапия; при эндокринных нарушениях - гормональная коррекция; при инфекциях - антибактериальное или противовирусное лечение; при гидроцефалии - хирургическое вмешательство и т.д.
-
Симптоматическую терапию. Направлена на уменьшение или устранение негативных проявлений заболевания, таких как судороги, головные боли, повышенное давление, нарушения сна и т.д. Для этого используют противосудорожные препараты, дегидратационные средства, общеукрепляющее лечение, анальгетики и т.д.
-
Ноотропную терапию. Направлена на стимуляцию и поддержку мозговой деятельности, улучшение памяти, внимания, мышления и речи. Для этого применяются ноотропы (гамма-аминомасляная кислота, пирацетам), нейропротекторы и метаболиты (глутаминовая кислота, витамины группы В), психотропные препараты (антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики) в зависимости от показаний и состояния больного.
-
Корригирующая терапия. Направлена на развитие и коррекцию психических функций и поведения больного с помощью специальных методик и программ. Основные методы: психологическое тестирование, обучение по индивидуальному или групповому плану, логопедические занятия, игровая и художественная терапия, музыкальная и ароматерапия и т.д.
-
Социальная адаптация. Направлена на формирование у больного навыков самообслуживания, общения, труда и быта. Для этого используются специальные школы, интернаты, центры социальной реабилитации, клубы по интересам, профессиональное обучение и трудоустройство по специальностям.
Профилактика
Профилактика дебильности направлена на устранение или снижение воздействия факторов, способствующих развитию заболевания. К таким факторам относятся:
-
Предупреждение наследственных заболеваний и генетических нарушений. Для этого необходимо проводить генетическое консультирование и обследование супругов перед планированием беременности, особенно если в семье имеются случаи умственной отсталости или других наследственных заболеваний. Также необходима пренатальная диагностика плода на наличие хромосомных аномалий и других генетических дефектов.
-
Предупреждение инфекционных заболеваний у беременных женщин и плода. Важно проводить своевременную иммунизацию против опасных инфекций (например, краснухи), регулярно обследоваться у врача и лечить возможные инфекции (например, токсоплазмоз, сифилис), избегать контакта с больными людьми и животными, соблюдать правила личной гигиены.
-
Предупреждение токсического воздействия на плод. Необходимо исключать употребление алкоголя, наркотиков, табака и других вредных веществ во время беременности, а также избегать контакта с химическими веществами, лекарствами, радиацией и другими потенциально опасными факторами. При необходимости принимать какие-либо лекарства, необходимо согласовывать это с врачом.
-
Предупреждение гипоксии плода. Важно обеспечить достаточный приток кислорода к плоду через плаценту. Для этого необходимо контролировать артериальное давление, уровень гемоглобина и другие показатели крови у беременной женщины, своевременно лечить возможные заболевания сердца, легких, почек и других органов, обеспечивающих кровоснабжение плода. По возможности избегать стрессов, переутомления, перегревания или переохлаждения, обеспечивать достаточный сон и отдых, регулярно делать физические упражнения и совершать прогулки на свежем воздухе.
-
Предупреждение родовой травмы и асфиксии новорожденного. Для этого необходимо проводить регулярное наблюдение за состоянием плода в период беременности и родов с помощью ультразвукового исследования, кардиотокографии и других обследований.
Независимо от стадии патологии, пациенты постоянно нуждаются в контроле со стороны родных и врачей. Для повышения качества жизни больного в обязательном порядке проводится социальная адаптация.
Литература:
-
Алексеева Г.А., Семаго Н.Я. Олигофренопедагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2004. — 272 с.
-
Бадалян Л.О., Колесникова Л.И., Скворцова В.И. Умственная отсталость у детей: клиника, диагностика, лечение, реабилитация. — М.: Медицина, 2002. — 432 с.
-
Бендас Т.В., Венгер А.Л., Венгер Л.А. Психология и педагогика детей с нарушениями развития: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2007. — 400 с.
-
Годдард Г.Х. Дебилы и имбецилы: исследование олигофрении / пер. с англ. Н.А. Коротковой; под ред. В.М. Бехтерева. — СПб.: Издание Врачебной газеты «Нева», 1912. — 240 с.
-
Под ред. Л.А. Венгера и Т.В. Бендаса; авт.-сост.: Т.В. Бендас [и др.] / Коррекционная педагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / — М.: Академия, 2008. — 480 с.