Страхи — частое явление в детском возрасте, особенно, когда возрасте 2-х до 6 лет. Зачастую они совершенно нормальны для ребенка. Никого не удивляет боязнь посторонних людей у годовалого ребенка или страх темноты у двухлетнего мальчугана.
С большинством детских пугающих переживаний удается справиться самому ребенку или же преодолеть неприятные ощущения помогают родители. Если страх не получается устранить, то жизнь маленького человека существенно осложняется, страхи становятся основой для будущих психических нарушений и формирования стойкой патологии.
Разобраться в многочисленных причинах испугов и страхов помогают профессиональные знатоки детской психики. Они проводят комплексное лечение и профилактику расстройств, связанных с пугающими образами и сюжетами, предупреждают затяжные расстройства психического здоровья.
Детские страхи — специфические возрастные переживания тревоги и беспокойства, связанные с реальной или несуществующей угрозой.
Любой страх заложен природой в основу инстинкта самосохранения и выполняет защитную роль. Он заставляет человека бежать, бороться или нападать, быстро находить способы реагирования на опасность. Детский страх побуждает к тем же действиям, но возникает без всякой угрозы и связан с надуманными поводами и фантазиями.
Наиболее часто дети боятся смерти родителей, диких животных, необычных природных явлений, например, грозы, молнии и т.д. До 8 лет такие переживания проходят, но иногда сохраняются вплоть до подросткового возраста. Однажды возникнув, страх навязчиво преследует ребенка в течение 3-4 недель, а затем под влиянием бесед с родителями постепенно ослабевает.
По данным детских психологов, страхи переживают до 90 % детей, но в 1-1,5 % случаев тревога переходит в устойчивую фобию.
Устранение такого эмоционального расстройства требует участия профессионалов.
Кроме тягостных эмоций у детей отмечаются дополнительные симптомы, связанные с перенапряжением нервной системы:
В поведении детей тоже замечаются изменения:
Выявление детских страхов — совместная задача родителей и специалистов по детской психике. Лечением болезни занимаются психологи и психотерапевты.
Детские страхи проявляют себя разнообразными нарушениями поведения. Их типичные признаки встречаются довольно часто:
У каждого страха есть свои истоки и формы проявления. При различных симптомах отличаются и методы их преодоления. Самостоятельно подобрать необходимый способ без специальных знаний затруднительно. Лечение детских страхов лучше доверить специалисту.
К появлению страхов у малышей предрасполагают:
Для возникновения страхов только этих факторов недостаточно. Чрезмерно пугливые дети обладают рядом психологических особенностей: они впечатлительные, доверчивые, часто и бурно фантазируют на различные темы. На этом фоне нередко возникают сложности в отношениях с окружающими. Чаще причиной появления детских страхов становятся члены семьи и домашние обстоятельства, которые сильно травмируют психику:
Непосредственными причинами страхов детей могут быть имеющиеся заболевания нервной системы и психики, например, неврозы. При их наличии тревожные переживания — симптомы основной патологии.
Большая группа страхов вызывается негативным жизненным опытом. Устойчивые опасения связываются с травмами (обжегся о горячую плиту, попал в аварию), встречами с дикими или агрессивными домашними животными).
Детские страхи определяют возрастные особенности развития мозга и психики. Основная роль здесь принадлежит воображению. Полученная извне информация запускает сложный мыслительный процесс. Сознание ребенка создает новые образы и представления, порой, далекие от реальности, но устрашающие.
Первые фантазии начинаются в 2-3 года. Своего пика они достигают у старших дошкольников и младших школьников. В это время страхи наиболее разнообразны, необычны по содержанию, отличаются высокой напряженностью переживаний. У более впечатлительных и тревожных детей испуг и последующий страх возникают очень легко и закрепляются надолго. Их поддерживает неспособность ребенка дать объективную оценку ситуации, рассмотреть с критической точки зрения свои эмоции.
Когда ребенок взрослеет, страхи либо исчезают совсем, либо сменяются новыми. Если в младенческом периоде самое страшное событие — расставание с матерью, то у дошкольников главным пугающим моментом становится темнота, а у школьников преобладают социальные страхи.
Детские страхи развиваются постепенно и напрямую зависят от возраста.
С природным инстинктом защиты сталкиваются новорожденные. Младенец просыпается и недовольно кричит, потому что испытывает самый настоящий страх. Проходит несколько месяцев, и только после этого малыш перестает пугаться собственных движений, громких звуков, холода и жары, т.е. всего, что не похоже на привычные и комфортные условия жизни до рождения.
После 1 года дети начинают бояться темного времени суток. Им страшно засыпать без яркого света, оставаться одним в комнате. Страх потерять родителей заставляет малыша громко протестовать, если приходится оставаться в малознакомом обществе (в детском саду, гостях).
От 3 до 5 лет активно формируются фантазия и воображение. Появляется боязнь чужих людей, пугают одиночество и возможные наказания. Родительские угрозы и запугивания очень сильно ранят нежную психику именно в этот период детства, и способствуют проявлению скрытых проблем.
От 5 до 7 лет дети боятся сказочных героев, мультяшных страшилок и монстров с экрана телевизора. Их пугающие образы связываются с новым для ребенка понятием смерти, заставляют бояться ее. Постепенно появляется страх непреодолимых природных сил (ураганов, наводнений, землетрясений) и войн.
Период от 7 до 11 лет насыщен школьными страхами. Дети начинают сильно переживать за плохие отметки, боятся неодобрения родителей, а иногда и жестокого наказания. Страх может вызывать кто-либо из учителей, представитель администрации школы.
11-16 лет — ответственный период взросления, тем не менее он тоже полон страхов. Подростки боятся потерять признание ровесников, опасаются общественного осуждения и порицания. Их пугает публичная критика поведения и внешности, появляется страх несоответствия молодежной моде и стилю поведения.
В связи с множеством причин негативного влияния на психику различаются и виды страхов у детей:
Событийные. Страх нередко является следствием негативного запоминающегося события. Ребенок длительно хранит в памяти яркие жизненные эпизоды, угрожающие благополучию, боится их повторения.
Внушенные. Обычно такие страхи привносят родители или близкое окружение ребенка. Попытки оградить его от всяческих неурядиц вызывают повышенное беспокойство. Частые запреты становятся основой для формирования устойчивого страха.
Выдуманные. Несуществующие опасности связаны с услышанными сказками. Дети воспринимают былинных и сказочных персонажей как реально живущих. Они прочно поселяются в детском воображении и вызывают искренние переживания. Страх темноты тоже относится к числу надуманных.
Конфликтные. Сильнейшее влияние на психику ребенка оказывают ссоры внутри семьи. Наиболее тяжело переживается развод родителей. Конфликты в школе со сверстниками или учителями усиливают негативные эмоции, ведут к хроническому стрессу, появлению страхов, переходящих в устойчивые фобии.
В зависимости от личного восприятия страхи могут быть:
В первом случае ребенок вместе с родителями или психотерапевтом прорабатывает свои ощущения, находит их причину. Иногда страх существует на уровне подсознания. В этом случае он работает как бы исподтишка, вызывает хронические нарушения в нервной системе и внутренних органах. При наличии явных проблем в организме неосознанные опасения остаются за пределами лечебного воздействия.
По источнику возникновения различают детские страхи:
Классификация детских страхов строится на степени их важности:
В большинстве случаев страхи проходят самостоятельно после нескольких бесед. Родители разъясняют ребенку причину непонятного явления, показывают его связь с возникшими ощущениями. Иногда адекватная помощь не поступает ни от родителей, ни от школьных учителей и психологов. В этих случаях страхи остаются надолго, преобразуются в настоящие психические расстройства — фобии и неврозы навязчивых состояний. Для них характерны ярко выраженные реакции в виде панических атак, двигательного возбуждения, хотя фактическая угроза отсутствует.
Если страхи не удалось устранить до наступления подросткового возраста, отличительными чертами личности становятся тревожность и мнительность. Появляются комплексы несовершенства и неуверенности в себе. Нередко формируется избегающее поведение. Проявляется стремление к ограничению жизненных ситуаций, как-то связанных с существующим до сих пор страхом. Подросткам тяжело адаптироваться в обществе сверстников, им приходится терпеть насмешки одноклассников, оправдываться за неадекватное поведение.
В подавляющем большинстве страхи у детей — вариант возрастной нормы, физиологическая особенность психики. Возникновение страхов и их постепенное обратное развитие указывают на естественный рост ребенка и его нормальное развитие. В процессе познания мира человек узнает и собственные особенности. Он учится преодолевать пугающие ситуации и ищет выходы.
Случается и обратное: наличие страха говорит о нарушениях в детской психике. Задача родителей — вовремя увидеть и оценить переживания ребенка, понять, что ситуация выходит за пределы нормальных возрастных особенностей и обратиться за помощью. Уточнить суть проблемы могут детские психологи и психотерапевты.
Надежды на то, что серьезные нарушения психики исчезнут сами по себе, довольно призрачные. Со временем расстройства углубляются и становятся основой для развития хронических психических болезней, поэтому ребенку нужна квалифицированная и своевременная помощь.
Веские поводы обратиться к врачу возникают при патологически выраженных страхах или их особенностях:
При похожих нарушениях эффективно помочь могут специалисты семейной клиники психического здоровья.
Труднее всего приходится родителям, ведь им нужно осознать проблему и принять решение о необходимости медицинской помощи. Это ответственный и наиболее трудный шаг. Но именно он может изменить ситуацию в благоприятном направлении.
Первый и основной способ поиска причины детских переживаний — доверительная беседа. Психолог или психотерапевт устанавливает контакт с ребенком и выслушивает рассказ о том, что его сейчас волнует. Родители дополняют информацию сведениями о пережитых стрессах, травмирующих ситуациях. Чтобы уточнить диагноз и понять, насколько страхи интенсивны, врач применяет и другие методики диагностики детских страхов:
Проводить терапию страхов и устойчивых фобий нужно всей семьей, т.к. они возникают у ребенка, но чаще всего связаны с ошибками родителей. Если не устранить причину, то от последствий избавиться крайне сложно.
Коррекцию детских страхов назначает и проводит врач-психотерапевт. Применяются:
Профилактика детских страхов прежде всего проводится в семье, где живет маленький ребенок, и заключается в правильном воспитании. Даже при научном подходе и значительных педагогических усилиях предотвратить пугающие переживания не всегда возможно.
Многие родители пытаются избавить ребенка от страхов самостоятельно и допускают ошибки. Они мешают достичь успеха. Психологи напоминают о том, что нельзя делать при выявленном навязчивом страхе:
Заниматься самостоятельным преодолением страхов у детей можно с учетом рекомендаций психолога:
Всем родителям психологи рекомендуют убедиться, что не они сами стали причиной детского испуга. Иногда полезно критически посмотреть на себя со стороны и оценить методы воспитания собственного ребенка, устранить бесконечные запреты и одергивания любопытного малыша, не угрожать ему наказанием в темной комнате и т.д.
Если самостоятельные действия не приводят к решению проблемы и у ребенка все-таки присутствуют переживания по надуманным поводам, наиболее рационально обратиться за помощью в специализированную клинику психического здоровья. Страхи, которые отравляют юную жизнь, должны устранять профессиональные психологи и психотерапевты. Отработанные методики диагностики и лечения позволяют справиться с наиболее сложными проблемами.
Список литературы:
Статья проверена, медицинская информация верна