Дислалия — нарушение артикуляции звуков в речи, которое может быть вызвано различными причинами. В медицинской терминологии обозначено кодом МКБ-10 - R47.8. Нарушение может проявляться как у детей дошкольного возраста, так и у взрослых, оказывая существенное воздействие на их коммуникативные навыки.
Чаще всего дислалия выявляется в дошкольном возрасте.
По статистике, ею страдает около 30% детей, хотя некоторые специалисты говорят и о половине всех детей дошкольного возраста. В начальной школе число таких детей – около 20%, а к старшим классам остается около 1% от общего количества.
Симптомы дислалии
Рассмотрим основные симптомы дислалии и их проявления в разные периоды жизни.
-
Детский возраст. В детском возрасте симптомы дислалии часто проявляются как первые признаки нарушений в развитии речи. У детей младшего возраста возможны следующие симптомы:
-
Неверное произношение звуков. Дети с дислалией могут испытывать трудности в артикуляции определенных звуков. Например, замена согласных звуков, искажение гласных или слоговая деформация.
-
Трудности в формировании слов. На ранних этапах развития дети с дислалией могут испытывать сложности в правильном формировании слов и фраз, что сказывается на их грамматической структуре.
-
Недопонимание речи. Симптомы могут включать в себя также трудности в понимании речи других людей, что затрудняет процесс обучения и общения.
Период обучения. В школьном возрасте симптомы дислалии могут стать более выраженными и влиять на образовательный процесс:
-
Трудности в чтении и письме. Дети с дислалией могут испытывать трудности в овладении навыками чтения и письма из-за нарушений фонематической связи.
-
Специфические затруднения с определенными звуками. Некоторые дети могут проявлять дислалию, направленную на определенные звуки, что затрудняет их участие в классных занятиях и общении с товарищами.
-
Эмоциональные и социальные сложности. Симптомы дислалии могут вызывать эмоциональные проблемы, такие как чувство неуверенности, страх перед выступлением и социальную изоляцию.
-
Взрослый возраст. Взрослые с дислалией могут сталкиваться с различными симптомами, влияющими на их профессиональную и социальную жизнь:
-
Проблемы в профессиональной сфере. Дислалия может сказаться на эффективности коммуникации на работе, особенно если требуется четкое и правильное произношение.
-
Осложнения в социальных отношениях. Взрослые с дислалией могут испытывать трудности в установлении и поддержании социальных связей из-за сложностей в общении.
-
Эмоциональные аспекты. Долгосрочные симптомы дислалии могут вызвать эмоциональные трудности, включая депрессию, тревогу и низкую самооценку.
Причины дислалии
Рассмотрим основные причины, которые могут провоцировать развитие дислалии.
-
Генетические факторы.
Одной из основных причин дислалии являются генетические факторы. Если у члена семьи были проблемы с произношением или другими аспектами речи, у его потомков также может возникнуть подобное нарушение. Генетическая предрасположенность создает условия для возможного развития дислалии, однако влияние окружающей среды также играет ключевую роль.
-
Проблемы с зубочелюстной системой.
Аномалии в развитии зубочелюстной системы также могут быть причиной дислалии. Например, неправильное положение зубов, наличие дефектов в зубах, даже потеря зубов могут влиять на произношение звуков. Артикуляционные сложности могут возникнуть из-за нарушения физиологических условий для правильного формирования звуковой артикуляции.
-
Недостаток лингвистической стимуляции.
Окружающая среда также играет важную роль в развитии речевых навыков. Недостаток лингвистической стимуляции в раннем возрасте может существенно повлиять на правильное формирование речи у детей. Например, если ребенок редко слышит правильное произношение слов и звуков в своем окружении, это может стать причиной дислалии.
-
Психосоциальные факторы.
Стрессы, эмоциональные травмы, а также общее психосоциальное состояние человека могут влиять на его способность к артикуляции и произношению звуков. Например, дети, подвергшиеся психологическим травмам, могут испытывать трудности в общении и произношении слов.
-
Нарушения аудитивного восприятия.
Нарушения аудитивного восприятия, такие как проблемы со слухом, также могут стать причиной дислалии. Недостаточное восприятие звуков и звукосочетаний может затруднить формирование правильной артикуляции.
-
Недоразвитие речевых моторных навыков.
Дислалия может быть связана с недоразвитием речевых моторных навыков, что означает неполное формирование мускульной системы, необходимой для правильного произношения звуков и слов.
Патогенез дислалии является сложным механизмом, включающим в себя физиологические, нейрологические и психологические аспекты. Это нарушение звукопроизношения имеет свои уникальные черты, и процессы, которые запускаются при дислалии, в значительной степени варьируются в зависимости от её формы и степени тяжести.
-
Физиологический аспект.
-
Недоразвитие речевых мускулов. У детей с дислалией может наблюдаться недостаточное развитие мускулатуры, ответственной за артикуляцию. Это усложняет формирование правильного произношения звуков.
-
Аномалии зубочелюстной системы. При наличии аномалий в зубочелюстной системе, таких как неправильное положение зубов, создается сложность в формировании звуковой артикуляции.
-
Нейрологический аспект.
-
Нарушения речевого мотора. Дислалия может быть связана с нарушением речевого мотора, что означает неправильное функционирование моторных нейронов, контролирующих движения речевых органов.
-
Аудитивные проблемы. Нарушения аудитивного восприятия могут привести к трудностям в различении и восприятии звуков, что, в свою очередь, сказывается на способности к правильному произношению.
-
Психологический аспект.
-
Эмоциональные аспекты. Стрессы, эмоциональные травмы или негативные психологические воздействия могут оказывать влияние на формирование речевых навыков и способствовать развитию дислалии.
-
Обучение и общение. Отсутствие лингвистической стимуляции или неправильное обучение в раннем детстве могут оказать негативное воздействие на формирование навыков произношения.
-
Моменты появления симптомов.
Моменты, когда становится понятно, что процесс заболевания начинает нарастать, могут быть различны в зависимости от индивида и формы дислалии. Однако, некоторые общие черты можно выделить:
-
Детский возраст. У детей первые симптомы дислалии могут проявиться в возрасте 2-3 лет, когда начинается активное формирование звукопроизношения. Неверное произношение звуков и слов может стать явным признаком.
-
Школьный возраст. В период обучения в школе дети с дислалией могут столкнуться с трудностями в овладении чтением и письмом, что станет сигналом для внимательного обследования.
-
Взрослый возраст. У взрослых проявления дислалии могут усугубиться в условиях повышенной социальной ответственности, особенно на работе или в общественных ситуациях.
Стадии дислалии
Дислалия не имеет четкой границы между степенями тяжести, как это может быть в случае, например, онкологических заболеваний. Она часто представляет собой спектр проявлений, варьирующих от легкой формы до тяжелой. Следовательно, определение стадий в классическом смысле для дислалии может быть затруднительным.
-
Формы дислалии.
Вместо четких стадий, дислалия имеет различные формы, включая механическую, акустико-фонематическую, артикуляторно-фонетическую и другие. Каждая форма может проявляться с разной степенью тяжести и влиять на различные аспекты речи.
-
Степень тяжести.
-
Легкая дислалия. В некоторых случаях дислалия может проявляться в легкой форме, где нарушения произношения ограничены, и пациент может успешно общаться в повседневной жизни. Легкая дислалия может быть более трудно распознаваемой.
-
Умеренная дислалия. При умеренной степени тяжести пациенты могут испытывать заметные трудности в произношении определенных звуков и слов, особенно в условиях стресса или взаимодействии с большой группой людей.
-
Тяжелая дислалия. В случае тяжелой дислалии, пациенты могут испытывать значительные трудности в артикуляции, что влияет на их способность к пониманию и восприятию речи окружающих. Это может оказывать сильное воздействие на социальные и профессиональные аспекты жизни.
-
Влияние факторов риска.
Степень тяжести дислалии также может быть влиянием различных факторов риска, таких как генетическая предрасположенность, наличие сопутствующих заболеваний, а также качество и своевременность проведения коррекционных мероприятий.
-
Индивидуальный подход.
Важно понимать, что каждый случай дислалии уникален, и определение степени тяжести должно быть индивидуальным. Также стоит отметить, что дислалия может проявляться в различных формах у разных пациентов, что подчеркивает важность индивидуального подхода к диагностике и лечению.
Классификация дислалии
Классификация дислалии включает в себя разделение этого нарушения речи на различные формы и типы в зависимости от характеристик проявлений. Ниже представлен обзор основных форм и видов классификации дислалии.
-
Механическая дислалия.
Механическая дислалия связана с аномалиями в структуре и функционировании речевых органов, таких как губы, язык, нёбо, голосовые связки и др. Это может включать в себя трудности в артикуляции звуков из-за физических преград, таких как неправильное положение зубов, аномалии языка и др.
-
Акустико-фонематическая дислалия.
Акустико-фонематическая дислалия связана с трудностями в восприятии и различении звуков. Пациенты с этим типом дислалии могут испытывать трудности в правильном воспроизведении фонем, что приводит к искажению произношения слов.
-
Артикуляторно-фонетическая дислалия.
Этот вид дислалии связан с нарушением работы речевого мотора. Пациенты могут испытывать трудности в контроле и координации движений речевых органов, что приводит к неточному произношению звуков и слов.
-
Функциональная дислалия.
Функциональная дислалия обычно не связана с явными анатомическими или физиологическими аномалиями. Это нарушение проявляется в недостаточном развитии или координации речевых навыков без явных физических причин.
-
Органическая дислалия.
Органическая дислалия имеет физическую основу и часто связана с аномалиями в структуре речевых органов. Это может включать в себя врожденные дефекты, травмы или хирургические вмешательства, влияющие на произношение.
-
Физиологическая дислалия.
Физиологическая дислалия относится к трудностям в функционировании физиологических систем, влияющих на произношение. Это может включать в себя проблемы с дыханием, интеграцией движений речевых органов и т.д.
-
Полиморфная дислалия.
Полиморфная дислалия объединяет несколько форм и типов дислалии у одного пациента. Это может быть сложное сочетание механических, акустико-фонематических и других видов дислалии.
-
Сенсорная дислалия.
Сенсорная дислалия связана с нарушением восприятия речевых звуков. Пациенты могут испытывать трудности в правильном восприятии и воспроизведении звуков из-за аномалий в аудитивной системе.
-
Простая дислалия.
Простая дислалия характеризуется трудностями в произношении определенных звуков, не затрагивая в целом речевую систему. Это может включать в себя проблемы с конкретными фонемами.
-
Мономорфная дислалия.
Мономорфная дислалия характеризуется нарушением произношения одного конкретного звука или группы звуков.
Определение моментов, когда следует обратиться к врачу, важно для раннего выявления и эффективного управления этим состоянием.
Обращение к врачу при подозрении на дислалию играет ключевую роль в эффективном управлении этим нарушением речи. Важно осознавать первые признаки и не откладывать поход к специалисту, чтобы получить своевременную диагностику и помощь. Вот несколько моментов, при которых следует обратиться к врачу:
-
Отклонения в произношении у детей.
У детей дислалия может проявляться с ранних лет. Если родители замечают, что ребенок испытывает трудности в произношении определенных звуков, слов, или его речь отличается от речи сверстников, это может быть сигналом к консультации с логопедом или педиатром.
-
Трудности с пониманием речи.
Если человек испытывает трудности в понимании речи окружающих из-за искаженного произношения или аномалий в звучании слов, это может служить признаком дислалии. Такие трудности в восприятии могут затруднить обучение и взаимодействие в социальных ситуациях.
-
Стрессовые ситуации и ухудшение речи.
Дислалия может проявляться более явно в стрессовых ситуациях или под воздействием психологического напряжения. Если человек замечает, что его речь ухудшается в условиях повышенной эмоциональной нагрузки, это может быть сигналом к поиску помощи у специалиста.
-
Неэффективные попытки самолечения.
Попытки самостоятельного лечения дислалии, особенно с использованием народных методов или непроверенных подходов, могут не только быть неэффективными, но и утратить время, которое могло бы быть использовано для получения профессиональной медицинской помощи.
-
Продолжительное нарушение речи у взрослых.
У взрослых, если нарушения в произношении слов сохраняются в течение продолжительного времени и мешают общению, обучению или профессиональной деятельности, это является основанием для обращения к врачу.
-
Изменение речи после травмы или хирургического вмешательства.
Если у человека появились трудности в произношении после травмы, операции или других медицинских воздействий, важно обратиться за медицинской помощью для диагностики и коррекции.
-
Избегание общения и социальная изоляция.
Если дислалия приводит к тому, что человек избегает общения, сталкивается с социальной изоляцией или испытывает психологический дискомфорт, это может быть признаком, что профессиональная помощь необходима.
Обращение к врачу при первых признаках дислалии является важным шагом для своевременной диагностики и коррекции. Профессиональная консультация поможет определить форму и степень тяжести дислалии, а также разработать эффективный план лечения, способствующий успешному преодолению данного нарушения речи.
Диагностика дислалии
Диагностика дислалии — важный этап в определении характера и степени нарушения речи. Процесс диагностики должен быть комплексным и включать различные методы и тестирование для точного определения формы дислалии и выбора наиболее эффективного метода лечения.
-
Логопедическое наблюдение и анкетирование.
Первым этапом диагностики является логопедическое наблюдение и анкетирование, проводимое логопедом или специалистом по речевой патологии. Основная цель — выявить первичные симптомы, их характер и интенсивность, а также оценить влияние на общий уровень общения.
-
Артикуляционный анализ.
Артикуляционный анализ включает в себя оценку произношения звуков и их сочетаний. Логопед анализирует правильность артикуляции, выявляет наличие искажений или пропусков в произношении отдельных звуков и фонем.
-
Фонетические тесты.
Проведение фонетических тестов позволяет определить, насколько точно человек воспроизводит определенные звуки и звукосочетания. Эти тесты могут включать в себя чтение слов, предложений или текстов с последующей оценкой произношения.
-
Акустический анализ речи.
Акустический анализ речи использует современные технологии для измерения и анализа характеристик речевого сигнала. Это включает в себя анализ частоты, интенсивности и длительности произносимых звуков.
-
Аудиометрия.
Аудиометрия проводится для оценки слуха и его влияния на произношение. Это важно, так как нарушения слуха могут быть причиной или сопутствующим фактором дислалии.
-
Психологическое тестирование.
Психологическое тестирование может включать в себя оценку когнитивных функций, внимания, памяти и других аспектов психического состояния, которые могут влиять на речевую деятельность.
-
МРТ/КТ речевых органов.
Для выявления возможных аномалий в структуре речевых органов, таких как язык, нёбо, голосовые связки, может проводиться магнитно-резонансная томография (МРТ) или компьютерная томография (КТ).
-
Консультация с отоларингологом и неврологом.
Консультация с отоларингологом и неврологом может быть рекомендована для исключения физических или неврологических причин дислалии.
-
Динамическое наблюдение.
Динамическое наблюдение включает в себя отслеживание динамики нарушения речи на протяжении времени, что позволяет оценить эффективность лечения и коррекции.
Лечение дислалии
Лечение дислалии — это многоступенчатый процесс, направленный на коррекцию и улучшение речевых навыков пациента. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого случая и подходить к лечению систематически, используя разнообразные методики. Вот основные аспекты лечения дислалии.
-
Медикаментозное лечение.
В большинстве случаев дислалия не требует медикаментозного лечения в традиционном смысле. Однако, в некоторых случаях, где дислалия связана с сопутствующими медицинскими состояниями, например, с неврологическими расстройствами, врач может решить применить лекарства для улучшения общего состояния пациента.
-
Психологическое сопровождение и психотерапия.
Для пациентов с функциональной дислалией, связанной с психологическими факторами, полезна психотерапия. Психологическое сопровождение помогает понять и управлять стрессом, тревогой, и другими эмоциональными аспектами, которые могут влиять на речь.
-
Логопедические занятия.
Основной метод лечения дислалии — это логопедические занятия. Логопед разрабатывает индивидуальные программы для пациентов в зависимости от типа и степени тяжести дислалии. Занятия могут включать в себя:
-
артикуляционные упражнения. Направлены на улучшение контроля и координации движений речевых органов.
-
фонетическую гимнастику. Основана на упражнениях для тренировки мышц речевого аппарата.
-
акустико-фонетические упражнения. Направлены на улучшение восприятия и произношения звуков и фонем.
-
лексические игры и задания. Помогают расширить словарный запас и улучшить умение выражаться.
-
тренировки слухового восприятия. Улучшают способность различения звуков и их последующее правильное произношение.
-
Использование технологий и аудиовизуальных средств.
Современные технологии, такие как компьютерные программы и приложения для тренировки речи, могут быть эффективным дополнением к лечению. Эти средства могут предоставлять визуальные и аудиовизуальные подсказки, совмещенные с интерактивными упражнениями.
-
Семейная терапия и работа с родителями.
Важной частью лечения дислалии у детей является семейная терапия и вовлечение родителей. Родители обучаются специальным методикам и упражнениям, которые могут продолжаться и дома. Семейная поддержка играет ключевую роль в успешном преодолении дислалии.
-
Стационарное лечение и реабилитация.
В редких случаях, особенно при органической дислалии или сопутствующих тяжелых нарушениях, может потребоваться стационарное лечение и реабилитация в специализированных медицинских центрах.
Профилактика и рекомендации
Профилактика и рекомендации по предотвращению дислалии направлены на поддержание здоровья и развития речевых навыков. Важно учитывать как факторы риска, так и средства, способствующие нормальному развитию речи. Вот несколько советов и рекомендаций:
-
Раннее выявление и коррекция.
Родители и педагоги должны быть внимательны к первым проявлениям нарушений речи у детей. Раннее выявление проблем и начало коррекции в раннем возрасте способствуют более эффективному восстановлению речевых навыков.
-
Развивающие игры и упражнения.
Используйте различные игры и упражнения, направленные на развитие речи и артикуляционных навыков. Развивающие игры способствуют формированию правильного произношения и активизации речевого аппарата.
-
Чтение с ребенком.
Чтение книг с ребенком не только способствует развитию лексики, но и помогает формировать правильные звукопроизносительные навыки. Обсуждение содержания книги после чтения также способствует развитию речи.
-
Соблюдение здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни оказывает положительное воздействие на общее физическое и психическое здоровье, включая состояние речи. Правильное питание, регулярные физические нагрузки и достаточный сон — все это содействует нормальному развитию.
-
Проведение логопедических занятий.
Логопедические занятия не только помогают детям с дислалией, но и могут использоваться в качестве профилактической меры для поддержания нормального развития речи.
-
Ограничение времени, проведенного за гаджетами.
Долгое время, проведенное перед телевизором, компьютером или смартфоном, может снижать количество времени, которое ребенок проводит в общении и разговорах. Ограничение экранного времени способствует более активному участию в разговорах и общении.
-
Поддержка развития слуха.
Развивайте слуховое восприятие ребенка, используя музыку, звуковые игры и аудиокниги. Это способствует более точному восприятию звуков и звукосочетаний.
-
Регулярные посещения врача и логопеда.
Регулярные медицинские осмотры и посещения логопеда помогают выявить проблемы в ранней стадии и предпринять меры по их коррекции. Это особенно важно для детей с риском развития дислалии.
Дислалия — медицинское явление, требующее внимательного отношения и своевременного лечения. Неотложная медицинская помощь и профилактические меры могут существенно повлиять на результаты лечения и обеспечить полноценное развитие пациентов с дислалией.
Литература:
-
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. — СПб.: МиМ, 1997. — 286 с.;
-
Психология овладения навыком чтения. — СПб.: КАРО, 2006. — 304 с.;
-
Щербак, С.Г Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами: дис. канд. пед. наук / С.Г Щербак. - М., 2011. - 170 с.