Диссоциативные вещества – это класс галлюциногенов, искажающих восприятие зрения и звука. Также диссоциативы вызывают чувство отстранённости от окружающей среды и от себя. Изначально они разрабатывались в качестве обезболивающего средства общего использования в хирургии.
Эффекты этих веществ многообразны, чаще всего неприятные. Но опыт, получаемый при их применении, некоторые зависимые считают уникальным и ценным, поэтому диссоциативы по-прежнему востребованы среди наркоманов.
Диссоциативы – психоактивные вещества, относящиеся к ряду анестетиков. Изначально синтезировались исключительно для медицинских целей. Наркотики данного ряда вызывают дисбаланс элементов разума, нарушают связи между нейрорецепторами. Память, восприятие и сознание диссоциируются друг от друга под воздействием препарата.
Чаще всего от диссоциативной зависимости страдают подростки.
Популярность препарата среди молодежи объясняется потребностью принадлежать к уникальной контркультуре (психоделия) и жаждой испытать необычные переживания. Диссоциативы, вызывающие яркие и фантастические ощущения, притягивают подростков намного сильнее, чем труднодоступный и менее «интересный» опий или дорогостоящий кокаин.
В умеренной дозе вещество вызывает онемение и состояние эйфории, симптоматика интоксикации схожа с алкогольным опьянением. У больного становится невнятной речь, нарушается координация движений. Он становится заторможенным, у него увеличивается агрессия и возникает чрезмерная активность. Также у пациента усиливается потоотделение, учащается сердцебиение, снижается острота зрения и начинает двоиться в глазах. Галлюцинации в таком состоянии появляются очень редко, но может произойти сбой в осязательном восприятии.
При повышении дозы диссоциативных веществ (не приводящей к состоянию анестезии) происходит изменение мышления, характерные для психоделиков. Основное отличие заключается в том, что эффект деперсонализации более ярко выражен. Помимо этого, у больного возникает ощущение нереальности всего происходящего, отчуждение собственной личности и неспособность контролировать собственное поведение.
В высокой дозировке препараты провоцируют судорожный приступ, длительную кому и смерть от удушья.
В 50% случаев больные сталкиваются с «бэд-трипами». Под данным термином скрываются осложнения, при котором отравление организма диссоциативами сопровождается паникой и ужасом. Высока вероятность развития токсического психоза с бредом и неконтролируемой яростью.
Основные эффекты от диссоциативов:
Некоторые диссоциативные наркотики, например, Кетамин используется для лечения животных, а Декстрометорфан назначают для устранения кашля. Чаще всего диссоциативы вводят внутримышечно, т.к. подобное употребление вещества дает более длительный эффект и сам препарат расходуется экономичнее. Внутривенные инъекции применяются крайне редко, поскольку в этом случае уменьшается длительность наркотического опьянения. Вдыхание и пероральное употребление практически не практикуются, т.к. обладают низкой эффективностью.
Диссоциативные вещества отрицательно воздействуют на физиологические функции и психику больного. Препарат вызывает:
Действие диссоциативов осуществляется за счет блокировки NMDA-рецепторов мозга. Воздействуя на разные мозговые структуры, вещество вызывает эффект диссоциации. Нервные импульсы, поступающие с периферии, не доходят до анализаторов коры больших полушарий, т.е. данные не анализируются и нарушается восприятие окружающего мира. В результате пациент испытывает:
При употреблении небольшого количества препарата больной испытывает умиротворение. Повышенная дозировка вещества сопровождается изменением сознания и появлением галлюцинаций.
Чаще всего подростки впервые пробуют диссоциативы в компании друзей. Причиной употребления вещества становятся: любопытство, желание «быть как все» и т.п. Даже если после первого приема подросток не испытал феерических эмоций, он все равно еще раз попробует галлюциноген. Спустя некоторое время, употребление препарата становится нормой, и больной начинает получать от него удовольствие не ярких ощущений. В компании вещество принимается 1-3 раза в неделю. Зачастую уколы галлюциногена сочетают с приемом иных токсических препаратов.
Через некоторое время подросток начинает еще сильнее стремиться в компанию, что сигнализирует о развитии психологической зависимости от диссоциативов. Отсутствие очередной дозы сопровождается дискомфортом, раздражительностью и разочарованием. В некоторых случаях при распадении наркотической компании подросток прекращает прием вещества.
Если подобного не происходит, то употребление ПАВ продолжается. Возрастает толерантность, выраженность наркотического эффекта становится менее яркой, уменьшается длительность действия. На данной стадии усиливается зависимость, у наркомана пропадает интерес к учебе, он перестает следить за внешним видом и разрывает отношения с товарищами, которые не принимают препарат. Если компания переключается на иной вид ПАВ, то подросток отделяется от нее и ищет других «друзей». Обычно количество человек в группе со временем уменьшается, остается 2-3 наркомана с ярко выраженной толерантностью к веществу. Возможно и одиночное употребление диссоциативов.
Спустя 4-7 месяцев регулярного приема развивается абстинент, который становится сильнейшим стимулом для поиска очередной дозы. Отмена вещества сопровождается бессонницей, вегетативными отклонениями, болями в мышцах, дискомфортом. Больной быстро устает и становится назойливым. Первые симптомы ломки появляются через 1-2 дня после последнего приема наркотика и пропадают спустя 8-10 суток.
Специалисты выделяют 3 стадии диссоциативного опьянения. При внутримышечных инъекциях первая фаза начинается спустя 5-10 минут после укола, длительность – 2-3 минуты. В этот момент больной испытывает легкое головокружение, расслабленность и специфический привкус во рту. Затем наступает вторая стадия, характеризующаяся улучшением настроения, легкостью и растерянностью. Мысли постоянно путаются, пациенту сложно связно высказываться. Также наркоман ощущает легкость во всем теле.
При незначительной дозировке вещества и опыте употребления иных ПАВ наркотическое опьянение диссоциативами завершается после второй стадии. На смену ему приходит раздражительность и упадок сил, негативная симптоматика проходит спустя 2-4 часа. При приеме большого количества препарата наступает третья фаза опьянения. Больной становится заторможенным и перестает контролировать собственное тело. Наблюдается расстройство координации движений. Зависимому кажется, что за ним кто-то следит. У одних пациентов на этой стадии основными симптомами являются чрезмерная обеспокоенность собственной внешностью и нарушение восприятия, другие видят странные картинки или слышат музыку.
При осмотре наркоманов, находящихся в состоянии диссоциативного опьянения, врачи обращают внимание на:
Спустя пару часов после приема вещества наступает четвертая стадия опьянения. Больной становится слабым и заторможенным, его сильно тошнит. Сохраняются остаточные нарушения координации. Постинтоксикационные симптомы держатся на протяжении 1-2 часов.
Психическая зависимость от препарата проявляется спустя 10-20 приемов. Постепенно первая стадия сокращается до нескольких секунд, вторая и третья объединяются. Галлюцинации становятся проще, страх пропадает полностью или становится менее выраженным. Через 3-4 месяца большинство наркоманов учатся регулировать и направлять собственные переживания. В этот же период или немного позже появляется рассеянность, ухудшается концентрация внимания, снижается интеллект. Зависимые становятся неразборчивыми в вопросах этики. Наблюдается резкая потеря веса и постоянная тахикардия. Кожные покровы становятся грубыми, на них появляются разнообразные высыпания.
Диссоциативные вещества распадаются с помощью ферментов печени, затем через почки выводятся вместе с мочой. Выведение препарата занимает 12-36 часов, но в крови сохраняются его метаболиты. В отличие от действующего вещества, метаболиты диссоциативов держатся в кровотоке до одной недели. Каждый последующий метаболит дает менее яркий эффект по сравнению с предыдущим препаратом. Из-за этого на 5-7 сутки найти вещество в организме проблематично. У лиц, которые регулярно принимают диссоциативы и метаболиты накапливаются и могут сохраняться до двух месяцев.
В других средах препарат держится:
Психологическая зависимость к препарату развивается стремительно, достаточно регулярно принимать ПАВ на протяжении нескольких недель. Физическая тяга проявляется чуть позже, примерно через полгода систематического употребления вещества. На фоне зависимости развивается абстинентный синдром, сопровождающийся болями, рвотами и иными неприятными проявлениями. Длительный прием вещества завершается развитием толерантности, что требует постоянного увеличения дозировки для усиления ощущений.
Выделяют несколько стадий воздействия диссоциативов на организм:
Различают 3 стадии формирования зависимости от препарата:
Систематическое употребление вещества наносит серьезный вред всем органам и системам организма. При длительном приеме наркотика появляются следующие проблемы:
Одно из самых опасных последствий неконтролируемого приема наркотика – передозировка. Основные симптомы:
Вероятность летального исхода возрастает, если больной сочетает психоактивные вещества диссоциативы с алкоголем или иными наркотиками.
Основными причинами передозировки являются:
При первых признаках передозировки необходимо вызвать медицинскую бригаду. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением и не давайте пациенту никаких лекарственных средства. Главная задача в ожидании специалистов – не дать зависимому заснуть.
Зачастую близкие наркомана до последнего откладывают посещение клиники, т.к. боятся осуждения и сплетен. Они искренне верят, что смогут справиться с пагубным пристрастием в домашних условиях. Однако, эффективное и полное лечение зависимости можно провести только в стационаре:
Нередко зависимые, как и их родственники нуждаются в психологической поддержке. Специалисты научит членов семьи наркомана, как правильно общаться с пациентом и поможет им выйти из депрессии. Также нужно помнить о том, что пагубное пристрастие обычно развивается у лиц с нарушением психического статуса. Пациенты не обладают должной способностью к самокритике и в течение долгого времени отрицают существование проблемы. Поэтому лечением должны заниматься опытные врачи. Самостоятельно справиться с заболеванием очень сложно, т.к. сохраняется высокий риск рецидива.
Существует 2 способа определения вещества в организме: экспресс-тест и лабораторное исследование. Первый вариант не обладает юридической силой, т.е. после проведения человека нельзя обвинять в наркотической зависимости. Однако при правильном использовании подобные тесты дают на 99% достоверный результат. Но они позволяют только подтвердить факт употребления запрещенного вещества. С их помощью невозможно узнать, какое количество препарата принял больной и как долго он «сидит» на нем.
Второй вариант – лабораторное исследование. Имеет юридическую силу, т.к. для анализа применяют более точные методы. Обмануть подобный тест нельзя. В основе исследования лежат такие методики, как хромато-масс-спектрометрии, газожидкостной спектрометрии и хроматографии. Если анализ дал положительный результат, то он на 100% достоверный.
Для проведения экспресс-теста можно приобрести специальные планшетки в аптеке. Для анализа берется моча. Лучше приобретать планшетки, которые могут обнаружить сразу несколько видов наркотиков, т.к. диссоциативные зависимые обычно принимают и иные запрещенные вещества.
Лечение зависимости от диссоциативных наркотиков требует комплексного подхода. Терапия проводится в несколько этапов:
Чтобы защитить наркозависимого от срыва, специалисты советуют дают несколько простых рекомендаций:
Профилактика зависимости от диссоциативов включает в себя поиск способов получать удовольствие от жизни естественным путем, без стимуляторов. Для устранения тревожности и нормализации сна рекомендуется принимать травяные настои или успокоительное, например, валериану.
Список литературы:
Статья проверена, медицинская информация верна
Главный врач клиники психического здоровья и лечения зависимостей, врач психиатр-нарколог, врач-психиатр.