В 40-е годы прошлого столетия австро-американский психиатр Рене Шпиц начал свои исследования в области детского психоанализа. Особый интерес у него вызвали последствия для психического и интеллектуального развития ребенка, возникающие в результате раннего разлучения с матерью.
Он обратил внимание на то, что малыши, оставшиеся без родителей в детских домах, приютах или больницах, становятся грустными, вялыми, теряют аппетит и интерес к окружающему миру, часто болеют, отстают в физическом и психическом развитии от своих сверстников.
В 1945 году Рене Шпиц ввел понятие «госпитализм» для обозначения этого феномена.
Госпитализм у детей – это замедленное или искаженное психическое, личностное и физическое развитие, возникшее в связи с нахождением в неблагоприятных интернатных условиях, а также дефицитом общения и воспитания.
В результате длительных наблюдений за малышами в американских приютах, психиатр Рене Шпиц первым обратил внимание на то, что поведение детей-сирот существенно отличается.
Младенцы могли подолгу лежать в одной позе, следя за движениями своих пальцев, хвататься за свою одежду, совершая странные волнообразные движения. Некоторые малыши впадали в так называемую летаргию, лежали без движения и звука, словно в оцепенении, смотря в пустое пространство.
При приближении любого незнакомого человека, у них возникало недовольство, и даже паника. Свой отказ от общения они выражали посредством вращения головы, напоминающее взрослое «нет». На ранних стадиях депривации такое покачивание, как правило, сопровождалось криком. На более поздних – лишь жалостным завыванием или хныканьем.
Постоянное чувство тревоги и страха, возникшее в результате отсутствия физического и эмоционального контакта с матерью, становилось всепоглощающим. Дети переставали идти на контакт, проявлять живой интерес к окружающему миру, полноценно развиваться. Они поздно начинали сидеть, ползать, ходить и говорить.
Рене Шпиц был уверен, что «если на первом году жизни лишить ребенка любых объектных отношений на период, превышающий 5-6 месяцев, состояние младенца серьезно и неумолимо ухудшается, что, по крайней мере, отчасти становится необратимым». («Первый год жизни». Рене Шпиц).
В группе особого риска по развитию синдрома госпитализма находятся младенцы от 6 до 12 месяцев. Именно в этом возрасте малыши особенно нуждаются в прикосновениях и тепле матери, кормлении грудью, тесном эмоциональном контакте.
Госпитализм у детей раннего возраста развивается из-за ограничений и разрывов контактов, как с родителями, так и со средой (окружающим пространством), которая позволила бы развивать память через накопленный опыт. Ребенку важно изучать все вокруг, трогать, слышать и пробовать. А если возникают ограничения – развивается госпитализм.
К основным симптомам госпитализма у детей относятся:
Главной причиной госпитализма у детей является дефицит сенсорных, эмоциональных и интеллектуальных взаимодействий с матерью или другим взрослым, к которому сформировалась привязанность. Расстройство возникает при длительной разлуке в результате нахождения в домах малютки, детских домах, приютах, интернатах, больницах и т.д.
Еще одной причиной данного состояния может стать депривация привязанности и отстраненность от матери. Как правило, подобные ситуации возникают в неблагополучных семьях, где женщины страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями.
Госпитализм у ребенка также может возникнуть при эмоциональной холодности родителей, увлеченных построением карьеры.
В основе патогенеза госпитализма лежит тяжелая депривация. Это состояние возникает, когда основные детские потребности в любви, признании, самореализации и безопасности не могут быть удовлетворены.
Центральное место занимает неудовлетворенная потребность в эмоциональной близости, заботе и любви. На основе нее у ребенка возникает задержка психоэмоционального развития. С запозданием формируется комплекс оживления, заинтересованность окружающими предметами, людьми.
Недостаток сенсорных воздействий и стимулов, а также общения провоцируют задержку умственного развития, слабоумие.
К основным неблагоприятным последствиям госпитализма у детей относятся:
Психиатр Рене Шпиц в своих трудах также отмечал, что, чем дольше длится нахождение ребенка в стенах детского дома или больницы, тем тяжелее проявления депривации и госпитализма.
«К возрасту 4 лет большинство детей, лишь за немногими исключениями, так и не научились сидеть, стоять, ходить и говорить. Прогрессирующее ухудшение общего состояния и возрастающая чувствительность к инфекции приводили к смерти детей (из 91 ребенка умерли 34) или к маразму (обусловленное атрофией коры головного мозга, почти полное прекращение психической деятельности, сопровождающееся общим истощением)». Рене Шпица «Первый год жизни».
Таким образом, к наиболее тяжелым осложнениям госпитализма у детей приводит длительное (свыше 6 месяцев) нахождение в стенах госпитальных или интернатных учреждениях.
В связи со спецификой расстройства и возрастных особенностей больных, диагностика госпитализма у детей основывается на клинических методах: осмотре и наблюдении.
Невролог определяет неврологический статус больного: его мышечный тонус, выраженность рефлексов, целенаправленные движения, реакции на световые и звуковые раздражители.
Врач-психиатр оценивает психомоторное развитие пациента, его навыки коммуникации и социального взаимодействия, когнитивные функции, особенности эмоциональной сферы. Он также собирает сведения о состоянии ребенка у родителей или медицинского персонала, контактирующего с ним.
У детей, страдающих синдромом госпитализма, наблюдаются специфические особенности физического, эмоционального и интеллектуального развития.
Они имеют недостаточную заинтересованность в коммуникации, раздражительны и агрессивны. Речевые и мыслительные навыки развиты слабо. Движения тела – резкие и неуверенные. Отмечается запоздалое физическое развитие, снижение массы тела и задержка роста.
Малыши с синдромом депривации почти никогда не плачут. Потому что чувствуют и знают, что утешать и жалеть их некому. Они покорные, привыкшие к любым медицинским манипуляциям, осмотрам и т.д.
Среди них широко распространены навязчивые действия – сосание пальцев, языка и волос, раскачивание туловища, мотание головой, онанизм. В некоторых случаях у детей с госпитализмом имеется склонность к нанесению самоповреждений.
Врач-психиатр обязательно проводит дифференциальную диагностику госпитализма с другими психическими и интеллектуальными расстройствами (аутизмом, умственной отсталостью и т.д.).
Лечение госпитализма у детей – непростая задача. В первую очередь, это связано с основной причиной расстройства – отлучением от матери (или другого близкого человека). И повлиять на нее, к сожалению, зачастую невозможно.
Чтобы вернуть таким детям интерес к жизни и социальному взаимодействию, проводится психолого-педагогическая коррекция и социальная реабилитация.
С помощью специальных игр и упражнений детский психолог помогает улучшить память, внимание и развить мышление у своего пациента. Он также учит его справляться со своими страхами, тревогами и напряженностью.
Педагогическая поддержка представлена реабилитационными мероприятиями, обеспечивающими социальные коммуникации. По возможности восстанавливаются отношения ребенка с кем-либо из близких родственников (например, бабушкой).
Если же госпитализм возник во время нахождения ребенка на лечении в стационаре, необходимо как можно быстрее вернуть его в семью. А родителям – чаще навещать свое чадо.
Тяжелые случаи расстройства требуют назначения медикаментозной терапии. Для купирования тревоги могут быть назначены анксиолитики, седативные средства. Для стимуляции развития познавательных функций – ноотропы.
К основным мерам профилактики госпитализма относятся:
Для детей, находящихся в детских домах и приютах, важна организация четкого распорядка дня, включающего в себя регулярное общение со сверстниками и интересные занятия с педагогами.
Список литературы:
Статья проверена, медицинская информация верна