Психотерапевтическая клиника лечения алкоголизма, курения, ожирения, панических атак и неврозов в Ноябрьске
Причины считать нас

Госпитализм у детей

Статьи
arrow
Госпитализм у детей
Опубликовано 22 ноября 2022
Обновлено 05 декабря 2023
5073 просмотров
Оценка статьи:
Оглавление
  • Определение заболевания
  • Симптомы расстройства
  • Причины заболевания
  • Осложнения болезни
  • Диагностика
  • Лечение
  • Профилактика и рекомендации

В 40-е годы прошлого столетия австро-американский психиатр Рене Шпиц начал свои исследования в области детского психоанализа. Особый интерес у него вызвали последствия для психического и интеллектуального развития ребенка, возникающие в результате раннего разлучения с матерью.

Он обратил внимание на то, что малыши, оставшиеся без родителей в детских домах, приютах или больницах, становятся грустными, вялыми, теряют аппетит и интерес к окружающему миру, часто болеют, отстают в физическом и психическом развитии от своих сверстников. 

В 1945 году Рене Шпиц ввел понятие «госпитализм» для обозначения этого феномена.

Определение заболевания

Госпитализм у детей – это замедленное или искаженное психическое, личностное и физическое развитие, возникшее в связи с нахождением в неблагоприятных интернатных условиях, а также дефицитом общения и воспитания.

В результате длительных наблюдений за малышами в американских приютах, психиатр Рене Шпиц первым обратил внимание на то, что поведение детей-сирот существенно отличается. 

Младенцы могли подолгу лежать в одной позе, следя за движениями своих пальцев, хвататься за свою одежду, совершая странные волнообразные движения. Некоторые малыши впадали в так называемую летаргию, лежали без движения и звука, словно в оцепенении, смотря в пустое пространство. 

При приближении любого незнакомого человека, у них возникало недовольство, и даже паника. Свой отказ от общения они выражали посредством вращения головы, напоминающее взрослое «нет». На ранних стадиях депривации такое покачивание, как правило, сопровождалось криком. На более поздних – лишь жалостным завыванием или хныканьем.

Постоянное чувство тревоги и страха, возникшее в результате отсутствия физического и эмоционального контакта с матерью, становилось всепоглощающим. Дети переставали идти на контакт, проявлять живой интерес к окружающему миру, полноценно развиваться. Они поздно начинали сидеть, ползать, ходить и говорить. 

Рене Шпиц был уверен, что «если на первом году жизни лишить ребенка любых объектных отношений на период, превышающий 5-6 месяцев, состояние младенца серьезно и неумолимо ухудшается, что, по крайней мере, отчасти становится необратимым». («Первый год жизни». Рене Шпиц).

В группе особого риска по развитию синдрома госпитализма находятся младенцы от 6 до 12 месяцев. Именно в этом возрасте малыши особенно нуждаются в прикосновениях и тепле матери, кормлении грудью, тесном эмоциональном контакте. 

Симптомы расстройства

Госпитализм у детей раннего возраста развивается из-за ограничений и разрывов контактов, как с родителями, так и со средой (окружающим пространством), которая позволила бы развивать память через накопленный опыт. Ребенку важно изучать все вокруг, трогать, слышать и пробовать. А если возникают ограничения – развивается госпитализм.

К основным симптомам госпитализма у детей относятся:

  • запоздалое физическое развитие (недостаточная прибавка в весе, запоздалое развитие двигательной функции: переворотов туловища, сидения, ходьбы); 
  • замедление или неполноценное формирование высших психических функций (таких как речь или мышление);
  • отсутствие комплекса оживления при контакте со взрослым (улыбки, гуления, зрительного контакта);
  • компульсивные движения (качание и стереотипные удары головой, раскачивание на четвереньках, сосание рук и т.д.);
  • нарушение социально-коммуникативных навыком, отсутствие интереса к общению, замкнутость;
  • эмоциональная неустойчивость (агрессивность, вспыльчивость, вспышки гнева);
  • запаздывание формирования гигиенических навыков (умывания, чистки зубов, самостоятельного использования горшка и т.д.);
  • снижение сопротивляемости организма, подверженность частым инфекционным заболеваниям.

Причины заболевания

Главной причиной госпитализма у детей является дефицит сенсорных, эмоциональных и интеллектуальных взаимодействий с матерью или другим взрослым, к которому сформировалась привязанность. Расстройство возникает при длительной разлуке в результате нахождения в домах малютки, детских домах, приютах, интернатах, больницах и т.д.

Еще одной причиной данного состояния может стать депривация привязанности и отстраненность от матери. Как правило, подобные ситуации возникают в неблагополучных семьях, где женщины страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями. 


Госпитализм у ребенка также может возникнуть при эмоциональной холодности родителей, увлеченных построением карьеры.


В основе патогенеза госпитализма лежит тяжелая депривация. Это состояние возникает, когда основные детские потребности в любви, признании, самореализации и безопасности не могут быть удовлетворены.

Центральное место занимает неудовлетворенная потребность в эмоциональной близости, заботе и любви. На основе нее у ребенка возникает задержка психоэмоционального развития. С запозданием формируется комплекс оживления, заинтересованность окружающими предметами, людьми. 

Недостаток сенсорных воздействий и стимулов, а также общения провоцируют задержку умственного развития, слабоумие. 

Осложнения болезни

К основным неблагоприятным последствиям госпитализма у детей относятся:

  • психический регресс, потеря ранее приобретенных навыков;
  • слабоумие, интеллектуальные нарушения;
  • отставание в физическом развитии (задержка роста, дефицит массы тела);
  • частые инфекционные заболевания (ОРВИ, заболевания мочевыводящей системы и т.д.);
  • неврологические нарушения (подергивания, тики, недержание мочи);
  • поведенческие нарушения, хулиганство; 
  • психические заболевания (депрессия, тревожные расстройства).

Психиатр Рене Шпиц в своих трудах также отмечал, что, чем дольше длится нахождение ребенка в стенах детского дома или больницы, тем тяжелее проявления депривации и госпитализма. 

«К возрасту 4 лет большинство детей, лишь за немногими исключениями, так и не научились сидеть, стоять, ходить и говорить. Прогрессирующее ухудшение общего состояния и возрастающая чувствительность к инфекции приводили к смерти детей (из 91 ребенка умерли 34) или к маразму (обусловленное атрофией коры головного мозга, почти полное прекращение психической деятельности, сопровождающееся общим истощением)». Рене Шпица «Первый год жизни».

Таким образом, к наиболее тяжелым осложнениям госпитализма у детей приводит длительное (свыше 6 месяцев) нахождение в стенах госпитальных или интернатных учреждениях.

Диагностика

В связи со спецификой расстройства и возрастных особенностей больных, диагностика госпитализма у детей основывается на клинических методах: осмотре и наблюдении. 

Невролог определяет неврологический статус больного: его мышечный тонус, выраженность рефлексов, целенаправленные движения, реакции на световые и звуковые раздражители.

Врач-психиатр оценивает психомоторное развитие пациента, его навыки коммуникации и социального взаимодействия, когнитивные функции, особенности эмоциональной сферы. Он также собирает сведения о состоянии ребенка у родителей или медицинского персонала, контактирующего с ним.


У детей, страдающих синдромом госпитализма, наблюдаются специфические особенности физического, эмоционального и интеллектуального развития.


Они имеют недостаточную заинтересованность в коммуникации, раздражительны и агрессивны. Речевые и мыслительные навыки развиты слабо. Движения тела – резкие и неуверенные. Отмечается запоздалое физическое развитие, снижение массы тела и задержка роста. 

Малыши с синдромом депривации почти никогда не плачут. Потому что чувствуют и знают, что утешать и жалеть их некому. Они покорные, привыкшие к любым медицинским манипуляциям, осмотрам и т.д.

Среди них широко распространены навязчивые действия – сосание пальцев, языка и волос, раскачивание туловища, мотание головой, онанизм. В некоторых случаях у детей с госпитализмом имеется склонность к нанесению самоповреждений.

Врач-психиатр обязательно проводит дифференциальную диагностику госпитализма с другими психическими и интеллектуальными расстройствами (аутизмом, умственной отсталостью и т.д.).

Лечение

Лечение госпитализма у детей – непростая задача. В первую очередь, это связано с основной причиной расстройства – отлучением от матери (или другого близкого человека). И повлиять на нее, к сожалению, зачастую невозможно.

Чтобы вернуть таким детям интерес к жизни и социальному взаимодействию, проводится психолого-педагогическая коррекция и социальная реабилитация.

С помощью специальных игр и упражнений детский психолог помогает улучшить память, внимание и развить мышление у своего пациента. Он также учит его справляться со своими страхами, тревогами и напряженностью.

Педагогическая поддержка представлена реабилитационными мероприятиями, обеспечивающими социальные коммуникации. По возможности восстанавливаются отношения ребенка с кем-либо из близких родственников (например, бабушкой). 

Если же госпитализм возник во время нахождения ребенка на лечении в стационаре, необходимо как можно быстрее вернуть его в семью. А родителям – чаще навещать свое чадо.

Тяжелые случаи расстройства требуют назначения медикаментозной терапии. Для купирования тревоги могут быть назначены анксиолитики, седативные средства. Для стимуляции развития познавательных функций – ноотропы. 

phone
Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных

Профилактика и рекомендации

К основным мерам профилактики госпитализма относятся: 

  • планирование семьи, профилактика нежелательной беременности;
  • поддержание близких отношений и эмоционального контакта матери с ребенком;
  • совместное круглосуточное пребывание матери и ребенка в лечебном учреждении.

Для детей, находящихся в детских домах и приютах, важна организация четкого распорядка дня, включающего в себя регулярное общение со сверстниками и интересные занятия с педагогами.

Список литературы:

  • Шпиц Р. А., Коблинер В.Г. Первый год жизни. Академический проект, 2006.
  • Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте / пер. Г.А. Овсянникова. Прага : Авиценум, 1984. 
  • Ярославцева И.В. К вопросу о психологическом механизме депривированного развития // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. Т. 1, № 1.

Статья проверена, медицинская информация верна

У вас есть вопросы? Мы поможем вам найти ответы.

Мы выделили лучших клинических психологов для оперативного консультирования по вопросам лечения в нашей клинике. Ваше обращение будет конфиденциальным и бесплатным.
круглосуточно, без выходных
image

Что делает нас достойными вашего доверия?

arrow
arrow