По данным российской статистики, расстройства поведения у детей и подростков встречаются с частотой от 1 до 10% населения этой возрастной группы, примерно у половины из них нарушения переходят в антисоциальный и криминальный стиль жизни взрослых.
Аналогичные статистические данные предоставляют зарубежные авторы: 2-4% подростков демонстрируют патологию поведения, причем на 4-10 мальчиков приходится 1 девочка с аналогичной проблемой.
Под поведенческими нарушениями подразумевают антисоциальные поступки, которые повторяются неоднократно и проявляются посягательством на права окружающих людей, непозволительной манерой вести себя в семье и обществе. Такие дети демонстрируют неспособность планировать и контролировать собственные поступки в соответствии с общественными нормами.
В Международной классификации болезней МКБ10 расстройствам поведения выделен специальный шифр F91. Психиатры во многих случаях рассматривают их как заболевание психики. Как и всякая болезнь, она требует соответствующего медицинского вмешательства.
Врачи, лечащие расстройства поведения у детей и подростков, выделяют несколько групп основных симптомов:
Если нарушения поведения сохраняются полгода и более, диагноз становится несомненным.
Чтобы понять, как лечить расстройство поведения у ребенка или взрослого, врач разбирается в причинах аномального образа жизни.
Факторами риска часто служат индивидуальные особенности организма:
Антиобщественные поступки провоцирует неблагополучная обстановка в семье:
Отрицательно влияет и неблагоприятное окружение:
В психиатрии расстройства поведения связывают с влиянием возрастных гормональных изменений, таких как избыток гормона тестостерона, нарушения обмена веществ при переедании или, наоборот, недостаточном питании. В результате в центральной нервной системе нарушается баланс между тормозными процессами и возбуждением, последнее начинает явно преобладать.
У такого ребенка малоактивны высшие психические функции — внимание, долговременная память, мышление, он подчиняется древним врожденным инстинктам самозащиты и нападения, считает их способами выжить в современных условиях.
Исследователи предпринимают попытки связать поведенческие расстройства у детей с особым обменов веществ в головном мозге. Ученые указывают на недостаточное образование или быстрое разрушение гормонов удовольствия дофамина и серотонина — уже в раннем возрасте проявляется склонность к психическим отклонениям (депрессиям, многочисленным страхам, повышенной тревожности).
Проведенные МРТ–исследования показали уплотнение участков коры головного мозга в височной и лобной долях, где расположены центры принятия решений, восприятия речи, вкуса и запаха.
Классификация поведенческих расстройств основана на зависимости их от времени возникновения. Выделяют:
Раннее начало — серьезный фактор устойчивости патологии в течение всей жизни. У представителей этой группы пациентов неблагополучие исходит из родительской семьи (так называемое несоциализированное расстройство поведения).
Патология проявляется излишней замкнутостью, стремлением изолировать себя от общества и противопоставить ему свою личность. Такие дети склонны к насилию, расторможенной сексуальности. Они совершают акты вандализма, отличаются жестокостью к ровесникам.
При позднем формировании аномального поведения выявляется пагубное влияние окружения.
В таком случае говорят о социализированном расстройстве поведения у подростков. При соответствующих усилиях педагогов и медработников в 85% случаев оно проходит к 20-25 годам.
Агрессивные действия совершаются компанией единомышленников-правонарушителей. Совместно они занимаются кражами, уничтожают ценности искусства, оскверняют святые места, избивают случайных прохожих или соперников из “враждебных” группировок.
У самых младших детей расстройства поведения выражаются обычно в двух формах:
Ребенок с диагнозом расстройства поведения с раннего возраста в дальнейшей жизни становится тревожным, депрессивным человеком. Он остается подверженным социальной изоляции, имеет низкий культурный и образовательный уровень, работает на низкооплачиваемых должностях.
При проявлении расстройств поведения у старших подростков далеко не все становятся антисоциальными личностями, но во взрослом состоянии все равно страдают от различных нарушений адаптации к меняющимся условиям жизни, плохо переносят психологические нагрузки и часто впадают в различные виды зависимостей.
Именно поэтому все лица с поведенческой патологией заслуживают внимания специалистов в области человеческой психики.
Психологи и психиатры специализированной клиники имеют успешный практический опыт лечения расстройств поведения у взрослых и детей. Преодолеть аномалию удается в большинстве клинических случаев.
Помощь специалиста нужна при:
Точный диагноз ставит врач-психиатр. Он учитывает результаты клинического исследования, осмотров смежных специалистов, характеристики из школы и от представителей правоохранительных организаций.
При первом визите в клинику проводятся:
Расстройства поведения приходится отличать от вариантов нормы, аутизма, минимальных мозговых нарушений с гиперактивностью, исключать принадлежность к субкультурным группировкам и религиозным сектам. Подробная информация требуется о недавно перенесенных стрессах, тяжелых заболеваниях и травмах, психических отклонениях у ближайших родственников.
Врачи семейной клиники в комфортных для пациента условиях находят причины вызывающего поведения и сложностей в общении, подробно объясняют возможности и перспективы психологической коррекции.
Принципы лечения основаны на привлечении семьи к коррекции патологических отклонений. Никакую психотерапию невозможно проводить изолированно, без участия родителей.
Психообразование и семейное обучение — обязательные компоненты психологического воздействия на начальном этапе лечения.
Большинство родителей не знают, что аномалиями поведения занимаются не только сотрудники правоохранительных органов, но достаточно успешно и врачи. Разумное решение — обратиться за помощью в специализированную клинику психического здоровья, сотрудники которой хорошо знакомы с особенностями психики подростка и могут благоприятно на нее влиять.
Комбинированное лечение включает:
Психотерапевты и психологи семейной клиники на групповых и индивидуальных занятиях помогают освоить способы эффективного взаимодействия со сверстниками, учителями и родственниками, проводят тренинги по приобретению и закреплению социальных навыков.
Лечение происходит амбулаторно, в естественных для ребенка условиях.
Самый действенный способ предупреждения антиобщественных поступков — доверительные взаимоотношения в семье, общение с ребенком на условиях равноправия.
Если трудности все-таки появились, необходимо:
Если самостоятельные попытки исправить положение не приносят успеха, нужно обратиться за помощью к профессионалам.
В специализированной клинике созданы благоприятные условия для реабилитации “трудных” детей и подростков. Комплексное психотерапевтическое лечение изменяет отношение к жизни, направляет энергию молодого организма на пользу себе и находящимся рядом людям.
Статья проверена, медицинская информация верна