Часто люди опасаются делать какие-то шаги, поскольку считают, что потерпят неудачу. Они уверены, что от них ничего не зависит и вариантов изменить ситуацию в лучшую сторону не существует.
Данный феномен в психологии называется выученная беспомощность. Это особое состояние, специфическое отношение к жизни и собственным возможностям.
Определение болезни – что значит, как проявляется
Выученная беспомощность – это психологические установки, которые формируются у некоторых людей на уровне подсознания. Такие личности уверены, что не могут изменить отрицательные обстоятельства собственной жизни. Большую роль в появлении подобных негативных установок играет неудачный опыт. Прежде чем окончательно уверовать в свое бессилие, человек неоднократно пытается наладить свою жизнь. Если все попытки завершаются крахом, то формируется устойчивое чувство беспомощности. Оно делает человека пассивным, сильно падает уровень его жизни, впоследствии увеличивается риск развития психологического нарушения.
Впервые синдром выученной беспомощности был описан психологами из США Мартином Селигманом и Стивеном Майером. Открытие произошло случайно. В 1960-х годах специалисты стали участниками эксперимента, направленного на формирование у собак чувства страха, который возникает в качестве ответной реакции на внешние раздражители. Изначально животные, расположенные в закрытых клетках, слышали какой-то звук, затем получали слабый, но ощутимый удар током. Действия повторили несколько раз, чтобы собаки смогли запомнить их последовательность.
На втором этапе клетки уже были открытыми. Специалисты считали, что, услышав звук, который предваряет удар током, собаки убегут. Но они вели себя по-другому. Услышав его, животные начинали скулить, ложились на пол и терпели боль. Им было страшно и некомфортно, но они ничего не предпринимали, хотя возможности изменить ситуацию были. Селигман и Майер объяснили поведение собак тем, что все их предыдущие попытки избежать удары током завершились неудачей, поскольку клетки были заперты. Это выработало устойчивое представление о неизбежности боли.
Ученые считают, что аналогичный механизм присущ всем млекопитающим, включая людей. В 2016 г. Селигман частично пересмотрел изначальные утверждения. Он выдвинул предположение, что эффект выученной беспомощности – не приобретенное состояние, а врожденное. По мере взросления и получения нового опыта люди или преодолевают или нет.
Симптомы заболевания
Распознать синдром выученной беспомощности помогут следующие проявления:
Боязнь ставить цели и брать ответственность за сделанный выбор.
Страх действий. Человек, который заранее уверен, что идея обречена на провал, не может найти для себя мотивацию, чтобы начать действовать. Он может месяцами думать и строить планы, но до реальных свершений дело так и не дойдет.
Страх трудностей. Столкнувшись с первыми проблемами, человек сразу отступает. Пациенту при выученной беспомощности проблематично сохранить изначальный настрой и мотивацию, если на пути регулярно возникают препятствия. Объясняется это тем, что ему приходится постоянно делать выбор и принимать решения, брать ответственность. Таким людям проще отступить, чем бороться. В свое оправдание они придумывают массу аргументов: стало скучно или передумал.
Смена деятельности на псевдоцель. Все поступки пациента бессмысленные. Он тратит много сил на выполнение ненужных дел. Например, вместо составления отчета отправляется домой, чтобы вымыть окна. Человек меняет акцент своего внимания, чтобы не заниматься сложными задачами.
Неумение анализировать ситуацию и принимать свое решение, следование стереотипам, несмотря на их низкую эффективность. Например, человек от руки пишет объемный реферат вместо того, чтобы научиться работать с ПК.
Нестабильность поведения и когнитивные расстройства. Пациент может проявлять агрессию и раздражительность. Деструктивное поведение и отношение к окружающим зачастую сопровождается возникновением пагубных пристрастий, которые негативно воздействуют на здоровье или общение с другими людьми. Проблемы с концентрацией внимания, постоянная усталость и заторможенность также характерны для лиц с синдромом.
Причины появления болезни
Феномен выученной беспомощности обычно проявляется к 8 годам и выражает то, насколько человек верит в эффективность собственных усилий. К основным причинам, которые могут привести к развитию синдрома относят:
Особенности воспитания. Ученые считают, что это ведущий фактор. Если детям с малых лет родители не позволяют проявлять инициативу, требуя беспрекословного послушания, то ребенок с вероятностью в 90% вырастет пассивным и неуверенным в собственных силах. Чтобы избежать этого, необходимо постоянно напоминать детям об их успехах, которых они смогли добиться своими силами. Это позволит сформировать уверенность и ощущение контроля. Не менее вредно постоянно говорить детям об отсутствии у них каких-либо способностей или талантов. Уверовав в свою бесталанность, ребенок зачастую бросает попытки разобраться в сложной для себя области.
Личные качества или особенности темперамента. Существуют личности, которые очень остро воспринимают даже незначительную неприятность. Они легко впадают в депрессию или тоску из-за неосуществленных надежд, при этом навсегда утрачивают веру в собственные силы.
Многочисленные стрессы и негатив в жизни, которые человек не может контролировать. Особенно это относится к цепочке неприятностей, следующих друг за другом. Например, аварии, катаклизмы, смерти.
Травмирующие события из детства. Это может быть, например, регулярное физическое или психологическое насилие, которое в силу возраста ребенок не может прекратить. Повзрослев, он на уровне подсознания продолжает придерживаться данной модели взаимоотношений. Например, не будет стремиться оборвать связь с абьюзером или деспотом.
Проблемы во взрослом возрасте. Например, провал серьезного задания, на которое было потрачено много времени и сил, либо регулярная критика руководства. Все это может стать причиной выученной беспомощности.
Преклонный возраст, хроническая патология, инвалидность. А также любые состояния, которые сильно ограничивают физические и социальные возможности, заставляя пациента надеяться на помощь окружающих. Со временем это формирует у человека страх, что и в иных сферах он не сможет проявить самостоятельность.
Выученную беспомощность можно и унаследовать. Иногда ребенок, чьи родители имели убеждения, свойственные синдрому, на уровне подсознания перенимают и реализуют их, будучи взрослыми. Выученная беспомощность у детей возникает под воздействием следующих факторов:
Чрезмерная опека. Ребенок становится инфантильным, поскольку взрослые не дают ему самостоятельности.
Перекладывание ответственности. На детей в раннем возрасте взваливают серьезную ношу, например, приготовить еду, сходить в магазин. Все эти задания не соответствуют возрасту ребенку. Например, четырехлетний малыш должен нянчится с годовалым братом. При этом за любую оплошность (а они неизбежны) родители строго наказывают.
Непоследовательность поведения. За один и тот же поступок родители то хвалят, то ругают. Дети в такой ситуации предпочитают вообще ничего не делать, чтобы избежать непредсказуемой реакции отца или матери.
Осложнения болезни
Самое опасное последствие выученной беспомощности – пассивность. Из-за подсознательной, но устойчивой уверенности, что поменять свою судьбу невозможно, пациент перестает предпринимать какие-либо усилия. И зачастую не использует или даже не замечает возможности, которые у него имеются. Это может плохо повлиять на успеваемость в учебе, затормозить продвижение по службе, уменьшить размер дохода.
Также человеку с синдромом выученной беспомощности зачастую трудно улучшать отношения с другими, он не может постоять за себя в опасных ситуациях. Иногда такие личности не в состоянии разобраться с простыми бытовыми вопросами.
Все это негативно влияет на качество жизни человека, его психику и физическое состояние. Такие личности часто сталкиваются со стрессом и его последствиями, поскольку даже не пытаются уберечь себя от моментов, вызывающих его. Лица с синдромом наплевательски относятся к своему здоровью и не следят за внешним видом, редко обращаются к врачам и не придерживаются их рекомендаций.
Выученная беспомощность негативно влияет на психику человека.
Повышается вероятность развития депрессии, тревожности и иных опасных фобий. Ученые выдвигают предположение, что синдром может иметь и серьезные социополитические последствия. В государствах, где подавляется любая экономическая и общественная инициатива, у народа постепенно зарождаются сомнения в том, что они способны на что-то повлиять.
Лечение
Специфических мер лечения выученной беспомощности не существует, поскольку это не болезнь. Главная задача пациента – признать проблему. Большая часть людей не понимает, почему их жизнь состоит из череды неприятностей. Соответственно, что-то менять они не собираются. Основная трудность в избавлении от синдрома – дать себе объективную оценку. Люди, столкнувшиеся с подобной проблемой, смотрят на окружающую реальность и себя сквозь призму безысходности. Бороться с этим можно, главное – не сворачивать с выбранного пути, несмотря на сложности, блокировать отрицательные мысли.
Первым делом требуется выявить сферу, в которой чаще всего пациент проявляет беспомощность. Например, в профессиональной деятельности. Человек уже несколько лет получает низкую зарплату и руководство не ценит его навыки. Но при этом он боится попробовать себя в другом направлении или претендовать на более высокий пост. Необходимо зафиксировать проблемные моменты.
После обнаружения слабых мест требуется проведение анализа. Стоит подумать над тем, что можно предпринять для изменения ситуации. Записывайте все варианты. При необходимости обратитесь за советом к близким. В этот момент может вновь проявиться выученная беспомощность, которая будет «шептать», что вы затеяли глупость и ничего не получится. Остановите поток негатива и дайте оценку возникшим мыслям.
Вспомните и зафиксируйте все достигнутые высокие результаты. Моменты, когда вы смогли добиться поставленных целей. Наибольшую ценность имеют те победы, в которые вы не верили.
После составления плана действий, приступайте к трансформации. Важно, чтобы мысли не остались красивыми словами на бумаги, а перешли в обдуманные действия. Контролируйте ситуацию. Каждый день анализируйте мысли и поступки, управляйте ими.
Ни в коем случае не отступайте от поставленной цели, столкнувшись в первыми сложностями. Не сдавайтесь даже тогда, когда кажется, что все закончились и ничего не получится. Не позволяйте негативным мыслям управлять вами.
Достигнув намеченной цели, зафиксируйте результат в письменном виде. Даже если итог далек от идеала, все равно необходимо его отметить. Полученный опыт в любом случае будет полезным. Главное, закрепить успех в сознании.
Борьба с выученной беспомощностью – это сложный и долгий процесс.
Избавиться от нее за час или пару дней не удастся, ведь «заучивалась» она годами. Стоит запастись терпением. Лучшим вариантом, конечно, является обращение за профессиональной помощью. Опытный психолог разберется с причиной развития синдрома, выявит сильные стороны пациента, подготовит детальный план действий и подберет эффективные инструменты для восстановления веры в себя. Также специалист поможет скорректировать самооценку. После курса психотерапии жизнь заиграет новыми красками, а все намеченные цели будут достигнуты.
Мы выделили лучших клинических психологов для оперативного консультирования по вопросам лечения в нашей клинике. Ваше обращение будет конфиденциальным и бесплатным.