Комплекс неполноценности – это ряд эмоциональных ощущений и психологических черт, которые объединены чувством собственной ущербности и ненормальности. Нарушение может возникнуть из-за проблем, дискриминации, психотравмы. Состояние негативно влияет на самочувствие и поведение пациента, может спровоцировать развитие депрессии. Отклонение зачастую мешает личностному росту человека, воплощению его желаний и планов, выстраиванию взаимоотношений.
Определение комплекса неполноценности было разработано психоаналитиком из Австрии Альфредом Адлером. Он утверждал, что большинство детей страдают от ощущения собственной беспомощности на фоне «всесильных» взрослых. Это приводит к формированию комплекса. Созревание личности, по заверениям Адлера, объясняется компенсаторными механизмами.
Ученый считал, что пациенты, обладающие ярко выраженным органическим нарушением, зачастую стремятся компенсировать его с помощью тренировок, что вполне может привести к развитию серьезного мастерства. Также психоаналитик отмечал, что аналогичный компенсаторный процесс встречается в психологии. Человек иногда старается не только восполнить недостаток органа, но при этом у него формируется субъективное ощущение никчемности, вытекающее из чувства собственной психологической слабости.
По мнению Адлера, комплекс неполноценности является ощущением, которое зарождается в результате переживаний социальной неполноценности или психологической несостоятельности. В нормальных обстоятельствах желание справиться с собственной никчемностью превращается в огромную мотивационную силу для самосовершенствования.
С комплексом чаще сталкиваются женщины, хотя и мужчины подвержены патологии.
Причем представители сильной половины человечества переживают нарушение тяжелее, с гиперкомпенсацией и невротическими отклонениями. При развитии комплекса неполноценности у больного проявляются специфические поведенческие реакции, которые отрицательно влияют на самочувствие и заставляют думать, что он ни на что не способен.
Личности, столкнувшиеся с нарушением, не понимают, как правильно себя вести и что делать дальше. Они стараются отыскать поддержку у близких и членов семьи. Надеются, что окружающие проникнутся их проблемой и помогут справиться с трудностями. Угнетенное состояние не позволяет пациенту ставить перед собой новые цели и решать жизненные задачи. Он словно укутывается в кокон, сплетенный из собственных переживаний и тревог. Зачастую человек опасается сделать даже один шаг вперед, поскольку уверен, что усилия не оправдают себя.
Проявления комплекса неполноценности у мужчин и женщин зачастую отличаются. Представители сильного пола, сталкиваясь с патологией, становятся грубыми и агрессивными. За таким поведением они могут скрывать собственные детские страхи и обиды. Зачастую отклонение сопровождается злоупотреблением алкоголем или наркотиками. Суждения пациента отличаются однобокостью. Обо всем, что не вписывается в выстроенную им схему, отзывается свысока.
Женщины ведут себя по-другому. Они превращаются в «серых мышек», перестают следить за внешностью, одеваются в мешковатые вещи. Им тяжело контактировать с социумом, поскольку они считают себя недостойными чьего-либо внимания. Другие девушки, наоборот, начинают стремиться к совершенству, порой, выходя за рамки разумного. Они сильно худеют, до изнеможения занимаются спортом, покупают самые модные вещи. Зачастую такие личности превращаются в постоянных клиенток пластических хирургов.
В целом отклонение проявляется ярко, его симптоматика должна насторожить окружающих. Человек мучается из-за каждого совершенного поступка, боится принимать решения, постоянно спрашивает мнение окружающих. Не переносит критических замечаний и ведет себя, словно ребенок. Также к основным симптомам комплекса неполноценности относят:
Признаки комплекса неполноценности можно рассмотреть и у детей. Такие дети очень тихие, застенчивые, не общаются с ровесниками, постоянно извиняются. Либо, наоборот, демонстрируют агрессию и излишнюю самоуверенность. Внешний вид такого ребенка отличается неряшливостью или чрезмерной провокационностью. Они стараются не смотреть в глаза. Они постоянно пребывают в стрессовом состоянии. У них слишком высокая самокритичность, но при это они не переносят замечаний от других. Комплекс мешает ребенку развиваться, может спровоцировать развитие невроза или депрессии.
Самооценка формируется с раннего возраста. Отсутствие внимания и поддержки от родителей, а также других близких людей, приводит к тому, что дети начинают искать в себе минусы, которые могли бы объяснить недостаток материнской ласки. Со временем комплексы усиливаются. Наиболее ярко они проявляются в пубертатный период, когда у подростка на первый план выходит привлечение внимания противоположного пола.
Также специалисты выделяют ряд дополнительных факторов возникновения комплекса неполноценности:
Комплекс неполноценности личности формируется в детстве, когда ребенок начинает осознавать, что не все желания становятся реальностью, а возможности для достижения целей ограничены. Сначала определенные рамки выявляются на физическом уровне: недостаток навыков, финансовые затруднения. Позже приходит осознание психологических границ, которые заданы воспитанием и взаимоотношениями с социумом.
До школьного возраста хорошим вариантом компенсации является игра. Дети примеряют на себя разные роли и используют фантазию для образного воплощения своих желаний. Школьники попадают в систему жестких требований, реальных достижений и оценок. В результате развивается страх оказаться отвергнутым и одиноким. Для одних он становится своеобразной движущей силой, которая помогает развиваться. Для других является сильной преградой продуктивной активности. Комплекс укрепляется в структуре личности, если имеются отрицательные факторы, например, неудачный опыт или отсутствие поддержки со стороны родных.
Специалисты выделяют несколько видов комплекса неполноценности:
Распространёнными осложнениями комплекса неполноценности являются разнообразные психические отклонения:
У детей при отсутствии лечения развивается нарушение речи, судороги, появляются проблемы со сном и засыпанием.
Диагностикой комплекса неполноценности занимается психолог или психотерапевт.
Выявление расстройства происходит постепенно: анализируется семейное положение, уровень образования и иные нюансы. В обязательном порядке проводится исследование эмоционально-личностной сферы, поскольку нарушение входит в структуру личности и зачастую определяется характером человека.
Основные диагностические методики:
Самостоятельно справиться с нарушением очень сложно, требуется помощь специалистов.
Курс лечения комплекса неполноценности долгий и основывается на методах психотерапии.
Перед пациентом ставится несколько задач:
Для преодоления комплекса неполноценности для каждого пациента составляется индивидуальная программа, в зависимости от причины расстройства. Но чаще всего на практике используются следующие методики:
Психологический комплекс неполноценности хорошо поддается лечению после того, как пациент осознает наличие проблемы и научится применять техники, предложенные психотерапевтом.
В основе профилактики нарушения лежит правильное воспитание:
Важно научить детей самоанализу. Например, после получения плохой отметки или неудачного выступления на соревнованиях поддержите ребенка и обсудите с ним, что нужно предпринять для получения в будущем более высокого результата.
Литература:
Статья проверена, медицинская информация верна