В клинике ЦентрМАК применяется маскотерапия по методу
Г. М. Назлояна. Особенностью данного комплекса психотерапевтических технологий является то, что пациент изначально рассматривается не как носитель психопатологических симптомов, а как личность, имеющая целый ряд различных психологических проблем, приводящих к социальной дезадаптации. В первую очередь, это внутриличностные конфликты, возникающие нарушения самоидентификации и патологическое одиночество (общий симптом для всех психических расстройств).
«Потеря своего лица» приводит к искажению восприятия себя и своей жизни, своего места в мире, к искажению осознания себя и понимания других людей. В финале происходит разрыв адекватных взаимодействий с самим собой, с людьми и со всем материальным миром, возникают проблемы в личной, семейной, профессиональной или общественной жизни. Нарушения самоидентификации могут достигать крайних форм, когда человек настолько отрицает свою сущность, что предпочитает называться другим именем, и даже воспринимает себя представителем другого пола.
С помощью маскотерапии пациент получает возможность восстановить гармонию между осознаваемой реальностью и своим подсознанием. Это уникальный способ реконструкции утраченного образа «Я», позволяющий пациенту наладить внутренний диалог с самим собой, а, впоследствии, и с окружающим миром, что приводит к исчезновению болезненных симптомов.
В маскотерапии преимущественно применяется скульптурный портрет, обладающий неоспоримым преимуществом по сравнению с живописным или графическим. Он позволяет полностью воссоздать лицо больного, тогда как живопись или графика не дают объемного изображения и затрудняют процесс отождествления пациента со своим портретом.
Особенностью маскотерапии, по сравнению с другими видами психотерапевтической работы, является и тот факт, что в процессе реабилитации участвуют психотерапевт, пациент и его маска, что позволяет врачу не навязывать свою волю пациенту, а лишь направлять его эмоциональные и рациональные переживания в нужном направлении. Терапия, основанная на равноправии и доверии, позволяет добиться лучших результатов, чем директивные методы.
Являясь учеником и последователем
Г.М. Назлояна, С.А. Кравченко адаптировал данный метод для психологической практики и модифицировал его (лечение осуществляется поэтапно, согласно юнгианской теории развития личности)
В современной культуре личность перестала быть объектом внимания, тенденция к обезличиванию, бессубъектности приводит к возрастанию проблем самоидентификации, нарушениям внутреннего диалога, психологическим проблемам и психическим расстройствам.
Методы маскотерапии:
Маскотерапия является развивающим и корректирующим методом. В клинике ЦентрМАК данный метод используется для лечения депрессий, неврозов, различных форм химической зависимости и др. Так улучшение эмоционального фона при депрессии достигается уже после 3-4 сеансов маскотерапии. Эффективность метода позволяет значительно снизить потребность пациента в базовой медикаментозной терапии и повышает ее эффективность. Уже на первой встрече в течение 1–2 часов человек пробует воспроизвести себя, используя скульптурный пластилин. Начинает моделировать образ своего лица, являющегося образом его души. Ведь именно на лице отражаются все чувства и эмоции. Важной частью маскотерапии является групповая работа. Другие клиенты в группе также фиксируют выдающиеся черты характера в портрете, что способствует объективному восприятию своей личности. Работа проходит при открытых дверях, чтобы и родственники могли подтвердить принадлежность скульптурного лица пациенту, его несомненное сходство с ним, что ускоряет процессы обретения «своего лица».
Модификацией метода маскотерапии
Г. М. Назлояна, предложенной и используемой
С.А. Кравченко является этапность лечения, заключающаяся в инициации личности пациента для перехода на следующий уровень развития, через кризисные состояния, возникающие в ходе создания им своего лица.
Начинается работа с маленького яйца. Каждый следующий этап начинается с увеличения формы, при этом предыдущий портрет не уничтожается, а остается внутри (в идеале к окончанию работы размер должен совпадать с истинным). Переход к следующему этапу происходит только после успешного воплощения образа в предыдущем.
Основой для психотерапевтической работы на сеансах маскотерапии являются образы и ассоциации, возникающие во время создания скульптурного портрета собственного лица. Для психотерапевта не столько важен автопортрет пациента, сколько ассоциативные связи клиента при его создании, образы и личности, всплывающие синхронно портретированию. Так женщины часто видят образ любимого мужчины, у кого-то обнаруживается сходство с известным актером, деятелем искусства или родственником (часто значимыми только на подсознательном уровне). Человек начинает реально осознавать, что живет по чужому сценарию (например, в основе алкогольной зависимости внука может лежать большая значимость для него личности деда, также страдавшего алкоголизмом) и у него возникает желание «очиститься», жить собственной жизнью. По мере увеличения сходства, скульптура обеспечивает присутствие «двойника», к портрету возникают нежные чувства, возрождается внутренний диалог. Нахождение пациентом особенностей в своем лице приводит к катарсису («душевному очищению»), пониманию и принятию себя и своих проблем.
Работа психотерапевта заключается в создании среды и направляющей помощи, когда появляется привязанность пациента к своему лицу, он может прервать отношения с психотерапевтом. Созданный портрет остается в клинике, расставаясь с ним, пациент расстается и со своей болезнью.