В реабилитации химически зависимых существует такая метафора, что зависимый человек любого возраста – это в психологическом смысле подросток, который никак не может повзрослеть и наконец-то стать ответственным за свою жизнь, здоровье, поступки. Он, когда ему удобно, позиционирует себя как взрослого («не контролируйте меня», «моя жизнь – что хочу, то и делаю»), но когда дело касается ответственности за последствия, тут он оказывается неспособным эту ответственность нести (долги оплачивают родственники, здоровье разрушается, а к врачу сам не идет и так далее). И одна из задач терапии зависимостей– поддержать процесс личностного созревания человека, его «взросления», чтобы он от психологических14-16 лет дозрел до своего биологического возраста. А это значит научился оценивать свои выборы и поступки, а также их последствия, брать на себя за них ответственность, «платить по счетам», здраво оценивать свои силы, беречь себя, уметь просить о помощи, в то же время видеть и слышать окружающих, учитывать их интересы, а не только свои. Огромная работа! Которая в идеале должна проходить в семье, причем постепенно по мере взросления ребенка. Если такой процесс взросления проходит без сбоев, то ребенок учится выживать в этом мире самостоятельно, через какое-то время готов отвечать не только за себя самого, но создать собственную семью. Становится взрослой личностью, и его мы внаркологической клинике вряд ли увидим.
Чтобы подросток прошел этот этап своего развития, не застряв на химической зависимости, или не пришел к ней позже, родителям важно на поведенческом уровне своевременно, последовательно и грамотно реагировать на подростковые тенденции «хочу свободы, но не умею нести ответственность»: разговаривать о последствиях того или иного решения, обозначать границы дозволенного, но при этом все больше передавать подростку посильную ответственность, помогая принимать ее не бездумно, а с реальной оценкой рисков, обязанностей, сил и так далее.
В то же время важно наблюдать за изменениями на физическом уровне, чтобы вовремя отследить эксперименты с веществами, если они появятся в жизни подростка. Дело в том, что такие поведенческие признаки употребления некоторых веществ, как перепады настроения, раздражительность, замкнутость, сужение круга интересов, сонливость или, наоборот, чрезмерная активность, нарушение ритмов «день-ночь», нарушение внимания, прогулы в школе и прочее можно списать на то что это свойственно подростковому возрасту (хотя также требует внимания), то их сочетание с телеснымипризнаками употребления уж точно нельзя недооценивать. Тревожными сигналами на уровне тела могут быть: покраснения локтевого сгиба, слезящиеся глаза, не проходящий насморк или кашель, расширенные зрачки и другие вдруг появившиеся особенности.
Любой подросток одновременно и в зоне риска экспериментов с веществами, и в том возрасте, когда эти эксперименты наносят огромный урон еще неустойчивой психике и растущему организму. Нов то же время в этом возрасте столько ресурсов, что употребление – это еще не приговор, а только сигнал SOS, указывающий, что есть затрудняющие развитие ребенка факторы - личностные, семейные, социальные или генетические, а иногда и все одновременно.
Поэтому важнее всего – быть в контакте с ребенком, вовремя обращаясь за помощью к специалистам, если родитель чувствует, что ему нужна поддержка в диалоге с этой потенциально зависимой частью подростка. Например, точно стоит обратиться к специалистам, если:
Как бы то ни было, в этих случаях или если есть вопросы и тревога, сначала стоит обратиться к специалисту родителям, чтобы оценить, действительно ли стоит тревожится, получить объективную информацию и подготовиться к конструктивному, а не усугубляющему ситуацию разговору с подростком.
Статья проверена, медицинская информация верна
Главный врач клиники психического здоровья и лечения зависимостей, врач психиатр-нарколог, врач-психиатр.