Поведение людей в современном мире зависит от нравственных и моральных норм, установленных обществом. Если по тем или иным причинам человек их нарушает, то его считают асоциальной личностью. С такой проблемой можно столкнуться в любом возрасте, независимо от социального статуса и финансового положения.
Определение симптома
Асоциальность – это качество личности, которое подразумевает поведение, нарушающее общественные нормы и моральные установки. Таких людей неправильно называть нарушителями правопорядка. Обычно они демонстрируют равнодушие к окружающим, стараются изолироваться от социума. Человек имеют свою систему ценностей, которая не соответствует установленным стандартам. Асоциальная личность избегает общения с другими людьми, сводя к минимуму социальные контакты.
Учитывая низкий порог чувствительности асоциального человека, обычно при попытке навязать ему общепринятые нормы он проявляет агрессию. Пациент считает, что подобное поведение – это естественная реакция на внешние раздражители. Для достижения установленных целей он готов манипулировать окружающими, врать, играть разные роли. Асоциальное поведение подразумевает умение адаптироваться к любым ситуациям, но только в том случае, если это принесет выгоду пациенту.
Асоциальный образ жизни нельзя назвать на 100% отрицательным явлением.
Например, к таковым личностям можно отнести интровертов, которые сторонятся активного участия в общественной жизни, им комфортнее находиться в одиночестве. Такие люди обычно не представляют никакой опасности для окружающих, они просто дистанцируются от социума.
Выделяют 4 вида асоциального поведения:
Противоправное. Характеризуется хулиганским поведением. Человек нарушает закон, унижает более слабых людей, совершает небольшие кражи, угоняет машины. Такая личность способна даже на убийство.
Аддиктивное. Асоциальный человек отказывается воспринимать реальность, пытаясь найти для себя какую-то зависимость: пищевую, химическую и т.п.
Аморальное. Характеризуется невыполнением моральных и нравственных норм. Такое поведение неопасно для общества, но всегда вызывает осуждение. К данной форме асоциальности можно отнести попрошайничество, нежелание работать и т.д.
Преступное. Человек совершает действия, за которые предусмотрена уголовная ответственность: крупные кражи, участие в аферах и т.п.
Определенный стиль мышления у асоциальной личности формируется еще в детстве. Мыслительные установки таких людей выглядят следующим образом:
Агрессия на общение. Антисоциальный ребенок на уровне подсознания ожидает негатива от других детей или взрослых. Он уверен, что окружающие настроены к нему недоброжелательно.
Интеллект социопатов чаще всего находится на низшей или средней ступени развития. Это заставляет их думать, что окружающие преднамеренно хотят причинить зло. Асоциальная личность не понимает, что человек мог повести себя так случайно или по незнанию. Например, сосед толкнул не потому, что он злой человек, а потому, что неудачно повернулся.
Социопаты не умеют защищать себя без агрессии. Постепенно они приходят к умозаключению, что агрессивность – это единственный надежный вариант, как отстоять свою точку зрения. Если асоциал в ответ также получает негатив, то он укрепляется во мнении, что без злости жить нельзя.
Мышление асоциальной личности напоминает замкнутый круг. Агрессия не позволяет ему нормально жить, но вести себя по-другому он не умеет. Агрессивность не всегда бывает ярко выраженной. Иногда социопат внешне сохраняет спокойствие, подавляя внутри себя негативные чувства. Со стороны такие люди кажутся нелюдимыми одиночками.
Причины появления симптома
Психологи выделяют ряд факторов, которые можно считать причинами асоциального поведения:
Социальные (физическое или вербальное насилие). Ребенок может пострадать от домашнего насилия или травли в школе. Иногда причинами асоциальности выступает нездоровая атмосфера в семье, установка жестких ограничений взрослыми. В этих случаях развивается патологическая модель поведения: асоциальности отводится роль главного источника противопоставления нормам, которые требуется соблюдать. Также отклонения развиваются у людей, утративших финансовое благополучие, ставших членами культа, завидующих чужому счастью.
Педагогические. В первую очередь это ошибки в воспитании, увеличивающие вероятность появления асоциального расстройства. Стремление к девиации демонстрируют личности, выросшие у авторитарных родителей, которые жестко наказывали ребенка, не давали развиваться его индивидуальности. Еще одна крайность – чрезмерное потакание детским капризам, оказание поддержки в развитии эгоизма. В группу риска попадают дети, о которых вовсе не заботились или, наоборот, окружали гиперопекой. В первом случае ребенок асоциальным поведением пытается привлечь внимание, нарушая общественные нормы. Дети, относящиеся ко второй категории, ощущают свою неполноценность, неспособность решать какие-либо вопросы. Для собственного самоутверждения они совершают противоправные действия.
Медицинские факторы (повреждения мозга, психические расстройства). Лица, имеющие подобные диагнозы, не всегда осознают, что они делают и зачастую не понимают, что их поступки нарушают общественные нормы. Одним из триггеров асоциальности можно назвать физические недостатки. Человек, имеющий какие-либо дефекты внешности, может не иметь отклонений в психическом здоровье, но он опасается, что над ним будут смеяться или оттолкнут его. В результате такие люди начинают проявлять агрессию по отношению к окружающим, не вступают ни с кем в контакт.
Как проявляется у мужчин и женщин, детей и взрослых
Асоциальность впервые может проявиться у детей в начальных классах. Обычно расстройство поведения ярче всего дает о себе знать в пубертатный период.
Основные проявления асоциального поведения в детстве:
ребенок врет родителям и друзьям;
пропадает интерес к учебе;
у школьника нет близких товарищей, потребности в общении со сверстниками;
ребенок может проявлять агрессию, оказаться в дурной компании, нарушать закон;
школьник иногда убегает на несколько дней из дома;
после «побега» и возвращения в семью ребенок обещает больше так не поступать, но слово не сдерживает;
проявляет агрессивность по отношению к животным и более слабым людям.
Подростки, у которых антисоциальность не была скорректирована в дошкольном или младшем школьном возрасте, чаще всего становится социопатами. Они бравируют своим антиобщественным поведением. Такие подростки романтизируют образ бунтаря, стремятся организовать хулиганские группировки. Иногда несовершеннолетние совершают небольшие кражи, сбегают из дома, вступают в беспорядочные половые связи. Некоторые пациенты наносят на тело раны или ожоги, направляя внутреннюю агрессию на себя. Физической болью они пытаются заглушить внутренние страдания.
К факторам, способствующим асоциальному поведению подростков относят:
влияние молодежной субкультуры;
деградация на фоне неправильного воспитания;
физические отклонения из-за болезни;
желание самоутвердиться;
развитие психического недуга.
У подростков процесс приобщения к асоциальному поведению происходит постепенно. Сначала школьник отказывается выполнять домашние поручения, игнорирует авторитет взрослых, ввязывается в конфликты. На следующей стадии подростки могут сбегать из дома, бродяжничать, воровать.
Асоциальное поведение людей во взрослом возрасте имеет свои особенности. У человека можно отметить следующие проявления:
недобросовестное отношение к работе;
неумение показывать собственные чувства;
нежелание выполнять финансовые обязательства;
неумение планировать будущее, постоянная смена места жительства и работы;
желание удовлетворять только свои потребности, не учитывая нужды других людей;
агрессивное поведение, готовность нарушить закон;
проявление агрессии чаще всего идет в сторону второй половины, детей, родителей.
Взрослые пациенты, страдающие расстройством, часто становятся бродягами, наркоманами или алкоголиками. Социопаты предпочитают не работать либо постоянно меняют сферу деятельности. Также для них характерна частая смена партнера, отсутствие стремления к созданию полноценной семьи. Такие личности не хотят брать на себя ответственность, соблюдать законы и уважать других людей.
Существует группа асоциалов с высоким материальным статусом, которые придерживаются нетипичного образа жизни. Некоторые из них имеют хорошее образование, являются интеллектуально развитыми личностями. Среди этих людей можно встретить людей нетрадиционной ориентации, создателей порнографических сайтов и т.п.
Есть несколько общих признаков асоциальности, которые могут проявиться в любом возрасте:
отсутствие близких друзей;
резкие перепады настроения;
слишком высокая или низкая самооценка;
неумение концентрировать внимание;
чрезмерный аппетит или его отсутствие;
проблемы со сном.
Асоциальный человек отличается импульсивностью и умением хорошо врать. Но иногда маска интеллигента помогает им оставаться незамеченными в обществе.
Диагностика симптома
Диагностикой асоциального поведения занимается психиатр и психолог. В качестве основных методик применяются:
Осмотр. Врач оценивает состояние пациента, его манеру разговаривать, поведенческие черты. Спрашивает о семье, работе, привычках, учебе.
Анализ информации о больном. Специалист изучает характеристику с места учебы или работы, выписку из амбулаторной карты, общается с педагогами, коллегами.
Опрос членов семьи и друзей. Врач общается с близким окружением пациента, интересуется его психоэмоциональным состоянием, особенностями характера, условиями проживания.
Психологические тесты. Для выявления особенностей личности применяются специальные опросники, например, ММОЛ или шкала тревожности.
Проективные методики. Тест Сонди, изобразительные исследования помогают обнаружить подавленные эмоции социопата.
Лица, страдающие асоциальностью, крайне редко решаются на обращение за медицинской помощью. Но иногда у социопатов возникает желание поменять жизнь из-за ощущения внутренней пустоты, ведь взаимоотношения с близкими людьми играют большое значение для формирования внутренней гармонии.
Основной способ, как избавиться от асоциальности – прохождение индивидуального курса психотерапии.
Помочь пациентам с девиантным поведением может врач-психотерапевт. Наладить контакт с таким больным проблематично. Но при обоюдных усилиях терапия дает хороший эффект, облегчая жизнь социопату и людям, которые находятся рядом с ним. Медикаменты назначаются в исключительных случаях, если асоциальность является одним из симптомов психического расстройства. Социофобия может быть признаком таких патологий, как:
Терапия асоциальности требуется в том случае, если она является последствием психических или физических патологий. В остальных ситуациях основным способом коррекции будет профилактика асоциального поведения. Осуществлять ее нужно с раннего детства. Базисом таких мероприятий является грамотное воспитание. Родители должны демонстрировать ребенку заботу, но при этом позволять ему выражать собственную индивидуальность.
Психологи дают несколько рекомендаций, которые помогут предупредить девиантное поведение и сформировать объективное восприятие не только собственной персоны, но и окружающих:
Собственный пример. Если родители хотят вырастить психологически устойчивого человека, то должны создать уютную атмосферу, показывать уважительное отношение между членами семьи. Это поможет детям сформировать адекватную самооценку, выработать правильную поведенческую модель, спокойно воспринимать социум.
Совместный досуг. Ребенок больше всего ценит то время, которое проводит с отцом и матерью. Семейные мероприятия, отдых на природе помогут детям выработать такие качества, как уравновешенность и общительность.
Доверительные взаимоотношения. Ребенок должен быть уверен, что в трудные моменты родители не станут осуждать, а помогут и поддержат. Боязнь наказания делает детей замкнутыми, они постоянно лгут и изворачиваются. Чтобы сохранить доверие ребенка необходимо разбираться с существующими семейными проблемами в спокойной атмосфере.
Уместная похвала. Подобную форму поддержки рекомендуется использовать только в тех случаях, когда это уместно. Если хвалить ребенка просто так, то он вырастет самовлюбленным эгоистом. Подобный характер в будущем приведет к проблемам с адаптацией, соблюдением дисциплины.
Корректировка. Если у ребенка обнаружены негативные черты характера, то нужно исправлять их. Требуется в спокойной обстановке провести анализ ситуации и рассказать, почему так не стоит себя вести и к каким последствиям это может привести.
В профилактике асоциальных явлений должны участвовать не только семьи, но и образовательные заведения. Это позволит предотвратить проблемы с поведением, исправить имеющиеся расстройства. Педагоги подбирают программу, которая поддерживает здоровый образ жизни, воспитывает духовные ценности, помогает определиться с профессией. Совместная работа зачастую позволяет добиться высоких результатов.
Мы выделили лучших клинических психологов для оперативного консультирования по вопросам лечения в нашей клинике. Ваше обращение будет конфиденциальным и бесплатным.