По данным ВОЗ заболеваемость депрессивным неврозом среди детей значительно увеличилась и продолжает расти. Современный ритм жизни, огромный поток информации, школьная нагрузка, особенности семейного воспитания, конфликты в детских коллективах – все эти психотравмирующие ситуации являются провоцирующими факторами для развития неврозов, которые сегодня считаются самым распространенным психическим расстройством среди детей и подростков.
Депрессивный невроз у детей – это вид нервно-психического расстройства, для которого характерны плохое настроение, негативные мысли, гиподинамия, нарушения сна. При этом у ребенка не наблюдаются глубокие изменения личности, сохраняется способность к обучению.
Детский депрессивный невроз возникает под воздействием психотравмирующих факторов. Распространенность заболевания оценивается приблизительно в 25% и чаще всего диагностируется у мальчиков.
В психиатрии наряду с термином «Депрессивный невроз» употребляется термин «невротическая депрессия». В МКБ-10 детский депрессивный невроз упоминается именно под таким названием. В разделе «устойчивые расстройства настроения (аффективные расстройства) под кодом F.34 содержится перечень заболеваний, для которых характерны устойчивая нестабильность настроения, депрессивное состояние. Невротическая депрессия включена в данный раздел в составе подраздела «F.34.1 Дистимия». Данное невротическое расстройство рассматривается специалистами как хроническое депрессивное настроение, эпизоды которого длятся непродолжительный период времени.
Симптомы депрессивного невроза у детей связаны с проявлениями признаков депрессии и апатии. Родители замечают, что ребенок стал вялый, равнодушный ко всему. Его ничего не радует – то, что раньше вызывало восторг, теперь совсем не интересует. При возникновении следующих симптомов, родителям стоит подозревать наличие у ребенка депрессивного невроза и принять своевременные меры:
Встречаются и другие невротические симптомы. Они могут быть как признаками депрессивного расстройства, так и проявлениями других заболеваний. Но все они имеют тенденцию к постоянству и нарастанию. Установить правильный диагноз может только опытный врач.
Причины депрессивного невроза у детей связаны с воздействием комплекса факторов, которые приводят к эмоциональной нестабильности состояния. Специалисты рассматривают несколько групп провоцирующих факторов возникновения невротических расстройств у детей, в частности, депрессивного невроза.
Чаще всего депрессивный невроз рассматривается как ответная реакция на психотравмирующую или стрессовую ситуации. Длительное нахождение в ситуации эмоциональной нестабильности и психической дисгармонии, способно вызвать изменения в восприятии ребенком действительности.
Депрессивный невроз формируется и вследствие родительских ошибок в воспитании. Степень выраженности невроза будет зависеть от того, насколько личностные качества и психические характеристики ребенка не соответствуют стилю воспитания. Излишняя требовательность, эмоциональный шантаж, отдаленность родителей и недостаток их любви и внимания – подобные издержки воспитания являются серьезным провоцирующим фактором развития детского невроза.
Частые конфликты в семье или постоянное выяснение отношений становятся триггером для формирования депрессивного состояния у ребенка. Недовольство, возникающее между родителями, часто выливается и на ребенка. Со временем он начинает ощущать себя виноватым в семейных разборках, уровень его тревожности значительно повышается.
Ребенку необходимо общаться со сверстниками. Если такое общение отсутствует, то риск развития депрессивного невроза повышается. Дети, которые не посещают детские сады и не занимаются в творческих объединениях, имеют минимальные контакты с ровесниками, более подвержены неврозу по сравнению с теми, кто активно взаимодействует в социуме.
В процессе социализации ребенок приходит сложный путь становления своей личности во взаимодействии с окружающими. Не всегда удается найти общий язык со сверстниками. Причинами детского депрессивного невроза могут стать конфликтные отношения со сверстниками, школьный буллинг, ощущение дискомфорта при нахождении в детском коллективе.
Негативный отпечаток на психическое здоровье накладывает и ускоренный темп жизни, ритм большого города. Когда ребенку надо много всего успеть и совсем не остается времени на отдых и игры, формируются ощущение тревожности и апатия.
Среди причин формирования невроза можно отметить и низкий социальный статус семьи, плохие материальные и жилищные условия. Если мама рано выходит из декретного отпуска и малыша отдают в детский сад, к посещению которого он еще психологически не готов, возникают предпосылки к формированию невроза.
Специалисты отмечают наследственную предрасположенность к различного рода невротическим расстройствам. Хронические заболевания, дисфункция нервной системы, сбои в работе головного мозга, также, являются причинами нервозной тревожности и депрессии.
Патогенез детского депрессивного невроза связан с нарушением функционирования нервной системы. В результате постоянного воздействия провоцирующих факторов нарушается баланс между процессами торможения и возбуждения. При слишком частом воздействии раздражителя происходит истощение нервной системы и возникает торможение всех психических процессов.
Слаженность работы всех систем органов зависит от правильного функционирования нервной системы. Поэтому при неврозе можно наблюдать расстройство функций органов других систем и соответствующую симптоматику.
Специфической классификации депрессивного невроза не существует. В психиатрии не принято выделять типы депрессивного невроза у детей. Более того, некоторые исследователи не считают депрессивный невроз самостоятельным заболеванием, а рассматривают его в рамках тревожного депрессивного расстройства.
Если обратиться к Международной классификации болезней (10 пересмотр), то депрессивный невроз располагается под кодом «F.34.1 Дистимия» и упоминается под синонимичным названием «невротическая депрессия».
При отсутствии лечения депрессивного невроза у детей высока вероятность развития осложнений. Длительное нахождение в ситуации провоцирующих факторов приводит к необратимым изменениям личности ребенка. Тревожность и депрессия приобретают устойчивый характер. Формируется низкая самооценка, ребенок испытывает проблемы во взаимодействии со сверстниками, плохо учится. Со временем нарушается процесс социализации личности, формируется асоциальное поведение, результаты которого могут быть непредсказуемы.
Депрессивный невроз у детей заслуживает внимания не только родителей, но и специалистов. При отсутствии лечения симптоматика депрессивного расстройства нарастает. При длительном воздействии раздражающего фактора симптомы усугубляются. Когда родители не в состоянии справиться с эмоциональной нестабильностью ребенка, с его депрессивным настроением и измененным поведением, необходимо обратиться за помощью к врачу.
Диагностика депрессивного невроза у детей проводится специалистами на основании клинической картины заболевания. Педиатр осматривает ребенка для исключения или выявления заболеваний внутренних органов. Могут понадобиться инструментальные методы диагностики: МРТ, ЭКГ.
Невролог или психиатр выясняет анамнез болезни, расспрашивает родителей, выясняет ситуацию, сложившуюся в семье. На данном этапе важно выяснить первопричину такого состояния ребенка.
Проведение психологического тестирования направлено на установление психических особенностей ребенка, с учетом которых назначается соответствующий курс лечения.
Лечение детского депрессивного невроза направлено на устранение причин депрессивного состояния. Наибольшего эффекта можно добиться при комплексном подходе к терапии, когда применяются медикаментозные и психотерапевтические методы.
Основная задача – стабилизация физического и психического состояния ребенка, а также устранение конкретных симптомов. В зависимости от ситуации назначаются:
Лекарственные препараты назначаются врачом с учетом клинической картины заболевания. Не всем детям они разрешены, поэтому необходим индивидуальный подход к лечению.
В дополнение к консервативному лечению применяются методы психотерапии. В зависимости от ситуации врач использует следующие методики:
Игровые методики обладают уникальной способностью «вытаскивать» проблемы наружу. Игра является ведущим видом деятельности ребенка. Специалист может подобрать соответствующую игру в зависимости от решаемой проблемы. Можно создать определенные ситуации и через проигрывание ролей показать ребенку правильные модели поведения.
Терапия с использованием песка – один из самых популярных методов, применяемый в решении многих психологических задач. С помощью песка и различных фигурок ребенок создает свой мир. При этом на первый план выходят страхи и проблемы, волнующие ребенка.
Используя различные приемы арт-терапии, специалист корректирует эмоциональное состояние ребенка, помогает ему бороться с комплексами, избавляет от внутренних зажимов.
Чтобы эффективно проработать проблему, необходима целенаправленная работа всех членов семьи. Родители – те значимые взрослые, которые во многом определяют жизненное пространство ребенка, влияют на его восприятие окружающей действительности. Семейная терапия направлена на установление доверительных, спокойных взаимоотношений между ребенком и родителями, основанных на доверии и компромиссе.
Эти методы применяются с целью уменьшения эмоциональной напряженности, вегетативных проявлений депрессивного невроза, раздражительности. У ребенка улучшается сон, он засыпает вовремя и без труда просыпается по утрам.
Профилактика детского депрессивного невроза направлена на устранение факторов, приводящих к эмоциональной нестабильности ребенка. Родителям следует обратить внимание на методы воспитания. В семьях, где царит любовь, взаимоуважение, конструктивная критика, дети и их родители не знают, что такое неврозы. Невозможно оградить ребенка от стрессовых ситуаций, когда он ведет активный образ жизни. Но при поддержке и внимании родителей такие ситуации не превращаются в психотравмирующие факторы.
Среди неспецифических профилактических мер депрессивного невроза у детей следует отметить следующие:
При своевременной диагностике детский депрессивный невроз – процесс обратимый, и при грамотной организации терапии с участием самого ребенка, его родителей и врача удается полностью купировать симптоматику.
Список литературы
Статья проверена, медицинская информация верна
Главный врач клиники психического здоровья и лечения зависимостей, врач психиатр-нарколог, врач-психиатр.