Расстройство адаптации (приспособительных реакций) – это промежуточное состояние между обычной реакцией человека на стресс и патологией психического характера. Проявляется при резких изменениях в жизни или серьезных потрясениях, которые требуют активации приспособительных реакций. Отклонение проявляется в форме эмоциональных расстройств, упадка сил и потери интереса к привычным делам. Также больной критически воспринимает все события, происходящие в его жизни.
При расстройстве адаптации дети не могут принять новые условия привычной жизни. Патология входит в категорию психогенных отклонений. Заболевание может быть невротического или психотического уровня. В первом случае ребенок сохраняет способность адекватно воспринимать все, что с ним происходит. В МКБ-10 расстройство занесено в категории «Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации» (код МКБ-F43), входит в рубрику «Расстройство приспособительных реакций» (F43.2).
Расстройство адаптации у подростков диагностируется на фоне индивидуальной предрасположенности к стрессу вкупе с травмирующим фактором. Прогноз на лечение зависит от того, на какой стадии выявлено заболевание и как быстро начата терапия.
Главная опасность патологии состоит в ее промежуточности, то есть сам пациент и окружающие его люди часто не могут своевременно обнаружить заболевание.
При появлении первых опасных симптомов следует сразу обратиться в специализированное медицинское учреждение, чтобы врачи осмотрели ребенка и оказали необходимую помощь.
Симптоматика заболевания не всегда выражается ярко и может отличаться в каждом индивидуальном случае, что серьезно затрудняет постановку диагноза. Главные признаки заболевания носят тревожный и депрессивный характер. Основное проявление расстройства приспособительных реакций – неспособность преодолевать жизненные трудности. При развитии патологии у ребенка обостряется мнительность, он становится раздражительным. Часто дети жалуются на тревожность и беспокойство.
Основные симптомы расстройства адаптации у детей:
При патологии у пациента устойчиво плохое настроение, при запущенном состоянии начинается депрессия. У ребенка пропадает интерес к любимым занятиям. Происходит умственное и физическое истощение, дети перестают нести ответственность за свои действия и не могут адекватно анализировать ситуацию. Поскольку клиническая картина заболевания размытая, необходимо сразу обращаться к врачу, как только заметите отклонения в поведении ребенка.
В большинстве случаев причиной расстройства адаптации у детей является их неустойчивая психика. Заболевание проявляется при стрессах, психозах и нервозах. В таком состоянии ребенок жалуется на плохой сон и ухудшение самочувствия. Патология имеет разную степень выраженности, в зависимости от уровня ее тяжести.
Развитие недуга может спровоцировать любое стрессовое событие, например, смерть родственника. Дезадаптация также диагностируется, если ребенок постоянно испытывает напряжение, возникающее на фоне конфликтов со сверстниками или хронических заболеваний. В группу риска входят подростки, имеющие наследственную предрасположенность.
Если в семье постоянно происходят конфликты, то ребенку сложно взаимодействовать с окружающими, что приводит к дезадаптации. У подростков расстройство развивается в качестве защитного механизма против зависимости от взрослых. Такой психологический прием чаще всего становится последствием проблем в семье.
Также к развитию заболевания могут привести следующие события:
В основе заболевания лежит неспособность ребенка к анализу и оценке, неумение приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам. К развитию патологии приводит стрессовый момент – ситуация или изменение условий, которые ребенок оценивает как потенциальную угрозу. Стресс является ответной реакцией на существенное отличие между требованиями, которые общественность предъявляет к личности, и способностью справиться с данными требованиями.
Психотравмирующий фактор может стать толчком к развитию недуга или воздействовать на состояние пациента в течение всей болезни. Иными словами, стрессовый фактор приводит к дезадаптации или является центральным звеном патогенеза расстройства адаптации у детей, т.е. присутствует на протяжении всей патологии.
Невозможность добиться результат, который удовлетворит амбиции пациента, становится причиной появления напряжения. Также привести к расстройству может тот факт, что ожидаемый эффект от поступка зачастую далек от реальности. Например, переезжая в другую страну ребенок уверен, что легко освоится на новом месте, но вместо этого его поджидают разные трудности. Подобное противоречие становится причиной эмоциональной реакции, которая активирует эндокринные механизмы и нервную систему.
Большое значение в развитии патологии играют личностные особенности нервно-психического реагирования, малая защищенность человека и его повышенная чувствительность. Индивидуальные качества, предрасполагающие к появлению заболевания:
Развитию расстройства адаптации у детей часто способствует социум, например, отсутствие внимания со стороны родных и близких.
Выделяют три основные стадии расстройства адаптации у детей:
В международной классификации болезней 10 (МКБ-10) выделяют несколько типов расстройства адаптации у детей:
Осложнения расстройства адаптации у детей могут возникнуть, если своевременно не обратиться в клинику. В этом случае симптоматика заболевания будет прогрессировать. Есть вероятность хронического течения патологии с периодами ремиссии, которые с каждым разом будут становиться все короче. Усиливаются соматические проявления недуга. На фоне внутреннего напряжения сохраняется риск развития кардиоваскулярных расстройств, неврологических и аутоиммунных патологий.
Через несколько лет после первичного проявления недуга у 90% детей наблюдается тяжелая депрессия, которая сопровождается нарушением функций организма и апатичностью. В таком состоянии у ребенка постоянно появляются мысли о суициде.
В момент обострения депрессивного синдрома риск самоубийства минимален, поскольку у человека нет на это ни эмоций, ни физических сил. Но даже во время ремиссии сохраняется вероятность того, что ребенок решится на суицид. В соответствии с клиническими данными, риск самоубийства сохраняется в течение 2х-3х лет после окончания терапии.
Осложнения при расстройстве адаптации у детей могут развиваться по-разному:
Если родители заметили, что поведение ребенка изменилось, он стал нервным, раздражительным и агрессивным, то это свидетельствует о психическом отклонении или заболевании. Самолечение в такой ситуации не только неэффективно, но и опасно. Самостоятельный прием медицинских препаратов в лучшем случае принесет кратковременное улучшение состояния ребенка и избавит от негативной симптоматики. В худшем – нанесет серьезный вред здоровью, что приведет к необратимым последствиям.
Лечение народными рецептами также не поможет добиться желаемого эффекта, ни один «бабушкин» отвар не вылечит психическое отклонение. Если вы заметили какие-либо симптомы, указывающие на отклонение в здоровье ребенка, незамедлительно обращайтесь в клинику.
Выявить патологию может только специалист. Врач определяет проявление соматической симптоматики, свидетельствующей о развитии заболевания. Диагностика расстройства адаптации у детей проходит на основе следующих критериев:
При дезадаптации обязательно требуется дифференциальная диагностика. Важно отличать заболевание от таких состояний, как депрессивное и тревожное расстройство. Для эффективного лечения расстройства адаптации у детей диагноз должен быть поставлен максимально точно, в противном случае терапия не даст ожидаемого результата.
Лечение расстройства адаптации у детей проводится с использованием специальных методик психотерапии. При наличии ярко выраженных нарушений, которые не позволяют установить контакт с ребенком, применяются лекарственные средства. Комплексное лечение расстройства адаптации включает в себя:
Терапия детей должна дополняться консультированием с семейным психологом и социально-реабилитационными программами. Совместная работа с родителями поможет улучшить микроклимат и установить доверительные отношения. В формате тренинга проходит обучение правильному стилю воспитания, который предполагает повышение навыков самоуправления и фокусировку на желаемом поведении детей.
Профилактикой расстройства адаптации у детей считается развитие личности, объективная оценка собственных возможностей и поддержка родных.
Большое значение имеют благоприятные условия среды, в которых растет ребенок. При формировании личности детей важную роль играет семья. Ощущение поддержки от родных, отсутствие душевного дискомфорта – все это способствует формированию объективной самооценки, закреплению поведенческих реакций, самореализации.
Адаптационные возможности детского организма закладываются на психосоциальном и психобиологическом уровнях. Психобиологический – это общее состояние здоровья, темперамент, характер, генетика. Профилактика заболевания на этом уровне включает в себя:
Психосоциальный уровень – это навыки коммуникации, обусловленные нюансами воспитания и внутрисемейными традициями, а также особенностью самооценки. На этом уровне закладываются следующие адаптационные механизмы:
Основная рекомендация при расстройстве адаптации у детей – оперативно начать лечение, пока болезнь не перешла в тяжелую стадию. Также полезно будет посетить курсы семейной терапии, чтобы улучшить и укрепить отношения между ребенком и родителями. В некоторых случаях рекомендована групповая терапия со сверстниками, которые страдают от психических расстройств.
Список литературы:
Статья проверена, медицинская информация верна
Главный врач клиники психического здоровья и лечения зависимостей, врач психиатр-нарколог, врач-психиатр.