Утрата человеком своего социального и общественного опыта называется десоциализацией личности. Она представляет собой процесс отказа от прежних ценностей, взглядов, поведения и соблюдения социальных норм.
На современном этапе развития российского общества десоциализации подвержены представители различных социальных слоев и категорий населения. Это проявляется в виде роста преступности, увеличении количества беспризорных и сирот, а также числа людей, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью.
Десоциализация в психологии – это утрата или намеренный отказ от определенных социальных норм и устоявшихся правил, образа жизни и социальных ролей.
Чтобы лучше понять концепцию десоциализации, необходимо вначале понять концепцию тотальных институтов. Тотальный институт — это закрытая социальная система, в которой большое количество людей, отрезанных от общества, ведут формально управляемую жизнь.
Тюрьмы, военные базы, психиатрические лечебницы, частные школы-интернаты, корабли в море - лишь некоторые примеры тотальных учреждений.
Когда человек попадает в тотальный институт, он оказывается отрезанным от социальных контактов и вынужден отказаться от своих старых норм, ценностей, установок и поведения. Этот процесс и называется десоциализацией. В ходе него человек теряет свое прежнее «я».
Однако десоциализация не всегда происходит только в тотальных институтах. Десоциализация также возникает, когда человек переживает потерю определенной социальной роли и связанной с ним власти или престижа. В этом процессе он вынужденно отказывается от своих старых взглядов, ценностей и поведения. Например, спортсмен, уходящий на пенсию, может почувствовать потерю самоидентификации. Вероятнее всего, это приведет к кризису идентичности и снижению самооценки.
Понятие десоциализация также может означать постепенный уход от социальных контактов и межличностного общения. Например, человек, страдающий тяжелым психическим расстройством, таким как шизофрения, неизбежно теряет свое место в социуме. Более того, человек может «уйти» из общества по мере старения и утраты своих физических и умственных навыков и способностей.
У десоциализации есть взаимосвязанное понятие – ресоциализация. Основное различие между десоциализацией и ресоциализацией заключается в том, что первое предполагает потерю самоидентификации, в то время как ресоциализация выражает принятие новой идентичности или социальной роли. Ресоциализация может произойти только тогда, когда произошла десоциализация. Другими словами, чтобы принять новые нормы, ценности, взгляды и модели поведения, человек должен отказаться от старых.
Ресоциализация личности необходима, когда человек отбывает срок в тюрьме, проходит военную службу или попадает в лечебное учреждение. Ему приходится отказаться от своего прежнего поведения, изучить и принять новые правила учреждения.
Процесс ресоциализации обычно более сложный и напряженный, чем процесс десоциализации человека.
Однако ресоциализация, как и десоциализация, не всегда происходит только в тотальных институтах. Человек, переживающий важный жизненный этап, такой как брак, развод, смерть супруга или даже выход на пенсию, может пройти через ресоциализацию, поскольку ему приходится брать на себя новую социальную роль.
Процесс десоциализации может достигать различной степени выраженности, от легкой потери ориентации в социальной среде до отчуждения от всего общества.
К основным симптомам десоциализации относятся: трудности в выстраивании социальных отношений, пренебрежение общественными нормами и правилами, утрата прежних ценностей и социального опыта, девиантное и преступное поведение, тунеядство, безответственность и безрассудность.
Десоциализация может возникнуть в любом возрасте, в том числе и детском. Признаки десоциализации ребенка включают в себя: отсутствие интереса к обучению, конфликтность, агрессивность, лживость, воровство, нарушение школьных норм и правил, пристрастие к наркотическим веществам, ранние половые связи.
К основным причинам десоциализации относятся:
Выделяют первичную и вторичную стадии социализации.
Первичный этап социализации наступает во время межличностных отношений в малых коллективах (со сверстниками, учителями, родителями и т.д.).
Вторичная стадия социализации происходит при взаимодействии с большими общественными группами и социальными институтами: руководством высших государственных учебных учреждений, государственными служащими и т.д.
Десоциализация может достигать различных уровней. В случае сильной десоциализации человек, как правило, уже не может восстановить утраченные ценности и социальные роли в полном объёме. Например, при попадании в тюрьму, психиатрическую больницу, концлагерь и т.д.
При легком уровне десоциализации человек может восстановить утраченные навыки и социальный опыт.
К основным последствиям десоциализации относятся:
Важно отметить, что десоциализация опасна не только для самого человека, но и для его близких людей, а также общества в целом. Преступное поведение и пренебрежение социальными нормами несут прямую угрозу жизни окружающих и благополучию всего общества.
Если вам кажется, что ваш близкий человек социально деградирует, необходимо обратиться за консультацией к специалисту в области психического здоровья.
Симптомы десоциализации нередко являются проявлениями других, более серьезных психических расстройств. Только опытный врач может верно поставить диагноз и оценить психическое состояние пациента.
Доктор осматривает пациента, беседует с ним и, при необходимости, с его членами семьи, собирает историю жизни и анамнез. Он обращает внимание на поведение человека, его мимику, эмоции, манеру высказываний.
Некоторые психические расстройства могут имитировать десоциализацию личности (например, социофобия или социопатия), поэтому врач обязательно проводит дифференциальную диагностику.
Ресоциализация – это комплекс социальных мер, применяемых по отношению к человеку, вставшему на антиобщественный путь.
В этом процессе могут участвовать трудовые, учебные, воинские коллективы, общественные организации, правоохранительные органы, реабилитационные центры. Основная цель - разрушение асоциальных ролей и поведения, а также закрепление позитивных образцов социальных ценностей.
Людям, у которых десоциализация личности возникла в зрелом возрасте, необходима психотерапевтическая помощь. Во время ее сеансов врач помогает человеку наладить социальные контакты, изменить его мышление и поведение, проработать страхи и т.д.
Дети с синдромом десоциализации нуждаются в длительной совместной воспитательной работе педагогов, психологов и родителей.
Чаще всего, в незапущенных случаях, процесс ресоциализации проходит успешно и человек возвращается к нормальной общественной и социальной жизни.
К общим мерам профилактики десоциализации можно отнести следующие рекомендации:
Если синдром десоциализации выявлен в раннем детстве, то своевременная терапия и воспитательная работа могут помочь предотвратить его прогрессирование.
Список литературы:
Статья проверена, медицинская информация верна