Диссоциативное конверсионное расстройство – это психическое отклонение, сопровождающееся нарушением координации движений, развитием паралича и тремором конечностей. Чаще всего возникает на фоне стресса или при наличии соответствующей предрасположенности. Подобное расстройство со стороны часто выглядит так, словно больной бессознательно пытается имитировать симптомы иного заболевания неврологического или органического характера.
Заболевание имеет гендерную предрасположенность, у женщин отклонение выявляют в несколько раз чаще, чем у мужчин.
Определение болезни
Диссоциативное расстройство движений и ощущений может иметь острое, хроническое или рецидивирующее течение. Для отклонения характерно острое начало и неожиданное прекращение приступа. Патологии отличаются разнообразной клинической картиной, например, нарушается походка, дрожат конечности и т.д. Во время приступа человек не может удержать тело в вертикальном положении и выполнить какое-либо действие. При у этом у больного сохраняется способность совершать простые движения.
Приступ длится несколько суток, а у четверти пациентов диагностируется рецидив нарушения. Затяжное течение недуга встречается редко. У молодых пациентов болезнь часто переходит в хроническую форму, симптоматика расстройства проявляется каждый раз, когда человек сталкивается со стрессовой ситуацией.
Нарушение чувствительности при диссоциативном расстройстве обычно проявляется в определенной области. Реже у пациента пропадает слух и возникают проблемы со зрением. Часто больные спокойно воспринимают отклонения, даже если полностью теряют способность к самообслуживанию. Клиническая картина, как правило, остается стабильной, но может колебаться показатель продуктивности в зависимости от эмоциональности пациента, характера окружения и т.д. Иногда наблюдается поведение, основной целью которого является привлечь внимание окружающих к своей персоне. В МКБ-10 отклонение имеет код F44.4.
Симптомы
Специалисты выделяют несколько основных клинических особенностей патологии:
Конверсионные симптомы не являются умышленными, но при этом они формируются под влиянием представления пациента о том, как должен проявляться тот или иной недуг. Зачастую больные сознательно увеличивают собственную симптоматику, однако в основе расстройства всегда лежат непреднамеренные психические механизмы. Человек не понимает, что именно обуславливает возникшее отклонение, поэтому не может произвольно им управлять.
Отсутствие органического этиологического фактора. У 40% пациентов с симптомами диссоциативного расстройства были выявлены в прошлом неврологические патологии или соматические недуги, воздействующие на нервную систему. Клиническую картину отклонения иногда сложно отличить от иного заболевания, особенно если пациент хорошо знает, какие симптомы характерны для той или иной патологии. Только при детальном обследовании можно обнаружить отсутствие соматических или неврологических болезней.
Несоответствие симптоматик расстройства признакам схожих заболеваний соматического или неврологического характера. Это происходит в том случае, если больной имеет поверхностное представление о клинической картине заболевания.
Идентификация. Пациенты часто на бессознательном уровне повторяют симптоматику заболеваний, наблюдаемых у родных или близких. Таким образом они стараются идентифицировать себя с ними.
Первичная выгода. Используя диссоциативное расстройство, пациент подсознательно избегает внутренних психологических конфликтов.
Вторичная выгода. Суть ее заключается в том, что больной получает привилегии от своего недуга. Он избегает сложных жизненных ситуаций, поскольку ему все прощают. Такие пациенты получают помощь и поддержку от окружающих, которую не получили бы в иной ситуации. Больные активно пользуются своим состоянием, чтобы манипулировать эмоциями и чувствами других людей. При этом у человека отсутствует адекватное осознание вторичной выгоды.
Причины
Любой человек, независимо от возраста и пола, входит в группу риска относительно конверсионных расстройств. Ученые доказали, что подобные психологические отклонения не являются частью иного недуга и не передаются генетически. Они представляют собой своеобразный защитный механизм, с помощью которого психика больного пытается справиться с тяжелыми воспоминаниями.
Одна из причин диссоциативного расстройства – вытеснение пациентом в бессознательную зону своих запретных чувств и желаний. Это приводит к появлению соматической симптоматики. Таким способом больной пытается избежать негативной ситуации, снизить нагрузку на психику, получить от окружающих помощь, воздействовать на людей или поменять их отношение к себе.
Чаще всего в роли спускового механизма для развития расстройства выступают психологические травмы, которые условно делятся на 3 вида:
Негативный опыт (люди, пережившие природный катаклизм, авиакатастрофу, находившиеся в зоне боевых действий, подвергшиеся моральному унижению).
Травма, полученная в детстве (нехватка внимания со стороны родителей, физическое насилие, потеря близкого человека в юном возрасте).
Индивидуальные психологические особенности (впечатлительные люди, которые слишком близко все воспринимают к сердцу).
Также причиной развития недуга может стать диссоциированное воспитание, т.е. ребенок растет в условиях двойных стандартов, которые объясняются психологическими отклонениями отца или матери либо взаимоисключающими требованиями родителей. Патология чаще всего диагностируется в пубертатный или климактерический период, т.е. в моменты возрастных кризисов.
Осложнения болезни
Важно своевременно лечить любые психические отклонения, поскольку они могут привести к серьезным последствиям. Самые опасные осложнения диссоциативного расстройства:
Самостоятельно обнаружить патологию у близкого невозможно. Требуется обследование в клинике и консультация с врачом, который сможет поставить точный диагноз.
При появлении тревожных признаков нужно убедить родственника обратиться к психиатру. Не стоит ждать и надеяться, что отклонение пройдет самостоятельно. Подобное заболевание требует комплексного лечения и грамотного подхода. Ни в коем случае не подбирайте самостоятельно лекарственные средства, надеясь избавить близкого от негативных проявлений. Вы можете только усугубить его состояние и потерять время, которое так важно для людей с психическими отклонениями.
Диагностика
Диагностику заболевания осуществляет врач-психиатр. Может потребоваться привлечение специалистов смежных медицинских специальностей для исключения вероятности наличия у больного иного заболевания.
При диагностике диссоциативных расстройств врачи сталкиваются с двумя основными проблемами:
На начальной стадии развития недуга невозможно полностью исключить соматическое заболевание, которое может спровоцировать диссоциативную симптоматику. Часто требуется длительное наблюдение за больным, проведение многочисленных диагностических процедур, например, МРТ для исключения формирования новообразований в мозге, чтобы поставить окончательный диагноз. В сомнительных ситуациях врачи останавливаются на постановке предварительного диагноза «конверсионное расстройство», чтобы не пропустить серьезный соматический недуг.
В 95% случаев сложно определить, является ли симптоматика заболевания бессознательной или намеренной (умышленное воспроизведение признаков патологии). Симуляцию чаще всего диагностируют у лиц, находящихся под следствием, у заключенных и т.д.
Также при диагностике специалисты сталкиваются с проблемой исключения органических патологий ЦНС. Например, слабость является одним из основных симптомов рассеянного склероза и миастении. Неврит зрительного нерва врач ошибочно может принять за диссоциативную слепоту. Клиническая картина, которая не соответствует анатомическим структурам или патофизиологическим механизмам каких-либо патологий, а также, меняется от одного исследования к другому, в 94% случаев обусловлена диссоциативными отклонениями, а не соматическими болезнями. Признаки, исчезающие под воздействием гипноза, также считаются психогенными.
В процессе дифференциальной диагностики важно учитывать некоторые клинические особенности, характерные для расстройства:
Возраст начала патологии. Диссоциативные отклонения чаще всего диагностируют у пациентов до 40 лет.
Появление признаков недугов провоцирует стресс. Если стрессовые ситуации отсутствовали, то диагноз ставится под сомнение. При этом подобные ситуации нельзя считать 100% доказательством развития расстройства, т.к. они часто становятся активаторами соматических недугов.
Получение вторичной выгоды. Если она отсутствует, то специалисты ставят диагноз под сомнение. При этом наличие только вторичной выгодны не может быть доказательством развития диссоциативного расстройства, поскольку люди с соматическими заболеваниями тоже часто используют свое состояние для достижения тех или иных целей, например, получения выплат по инвалидности.
Лечение
Комплексная программа лечения диссоциативного расстройства разрабатывается с учетом всех нюансов течения патологии. Недуг негативно воздействует на физическое и психическое здоровье человека, его социальную жизнь. Лечебный курс включает в себя медикаментозную помощь, психотерапевтические сеансы и физиотерапию.
Избавиться от патологии, принимая лекарственные средства, невозможно. Однако, препараты помогут купировать некоторые признаки отклонения:
нормотимики (стабилизируют позитивный настрой);
антидепрессанты (помогают успокоить пациента и активируют выработку серотонина);
нейролептики (применяются для купирования галлюцинаций на острой стадии).
Также назначается ряд физиотерапевтических процедур:
Электрофорез. Воздействие тока малой силы нормализует обмен веществ, расслабляет и укрепляет ЦНС.
Лечебная физкультура. Специальные упражнения помогают повысить тонус мышц, активизируют выработку серотонина. В процессе занятий кровь обогащается кислородом, что благотворно влияет на общее самочувствие пациента.
Водолечение. Гидромассажные ванны и циркулярный душ укрепляют нервную систему и расслабляют.
Массаж. Разнообразные техники массажа повышает тонус мышц и благотворно воздействуют на ЦНС.
Обязательным этапом лечения отклонения является психотерапия. Чаще всего используются следующие методики:
Когнитивно-поведенческая терапия. Больной проводит самоанализ и выявляет причины развития патологии. Процесс идет под контролем специалиста, который помогает направить мысли в нужное русло.
Межличностная терапия. Группа пациентов, имеющих одинаковую проблему, делится друг с другом советами и пережитым опытом. Они вместе борются с патологией, что помогает усовершенствовать навыки социального общения, которые были приобретены на других сеансах.
Психодинамическая терапия. Основная задача методики – разобраться в себе и научиться жить в гармонии с окружающим миром.
Терапия суицидальности. В процессе сеансов врач вместе с пациентом находит причины, которые провоцируют появление мыслей о самоубийстве и прорабатывает их. Психотерапевт помогает найти новый стимул, сформировать позитивное отношение к жизни и учит бороться с суицидальными настроениями.
На сегодняшний день методов профилактики диссоциативного расстройства не разработано. Специалисты рекомендуют придерживаться общих рекомендаций, которые защитят от развития или обострения психических болезней:
Свести к минимуму стрессовые ситуации. Затяжной стресс провоцирует развитие тревожности, депрессии и иных отклонений, которые выступают своеобразным активатором патологии.
При столкновении с травмирующими факторами стоит записаться на прием к психотерапевту. Врач подскажет, как без последствий адаптироваться к ним и минимизировать потенциально отрицательное воздействие.
Не откладывать лечение зависимости от спиртных напитков или запрещенных препаратов. Эти состояния считаются одним из главных факторов для развития большинства психических расстройств.
При возникновении внутреннего дискомфорта или появлении признаков психических отклонений необходимо сразу обращаться за медицинской помощью.
Литература:
Аболин Л.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд. Казанского университета, 1987
Под ред. Тарабриной Н.В. Агарков В.А. в соавт. Мисиссипская шкала для оценки посттравматических реакций. / Агарков В.А., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В. и др. "Практикум по психологии посттравматического стресса" СПб.: Питер, С. 140-145, 2001
Под ред. Тарабриной Н.В. Агарков В.А., Тарабрина Н.В. Диссоциация и посттравматический стресс. / Агарков В.А., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В. и др. "Практикум по психологии посттравматического стресса" СПб.: Питер, С. 76-94, 2001
Под ред. Тарабриной Н.В. Агарков В.А., Тарабрина Н.В. Шкала диссоциации (Dissociarion Experience Scale DES). / Агарков В.А., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В. и др. "Практикум по психологии посттравм этического стресса" Спб.: Питер, С. 197-208, 2001
Гиллиген С. Терапевтические трансы. Руководство по эриксоновской терапии. М.: Независимая фирма "Класс", 1997
Мы выделили лучших клинических психологов для оперативного консультирования по вопросам лечения в нашей клинике. Ваше обращение будет конфиденциальным и бесплатным.