Синдром Аспергера – это нарушение развития, которое сопровождается сложностями во взаимодействии с другими людьми и в общении. При этом уровень интеллекта у пациента остается нормальным и даже очень высоким.
С 2005 по 2015 гг. патология была выявлена у 37,2 млн человек во всем мире.
Лица, идентифицирующие себя с синдромом, при общении могут называть себя Аспи.
Заболевание получило название в честь детского врача из Австрии Ганса Аспергера. В 1944 г. он подробно описал четырех маленьких пациентов из собственной практики, у которых отсутствовали навыки невербального взаимодействия. У детей было обнаружено ограниченное восприятие чувств окружающих. Они не умели сочувствовать ровесникам, были неуклюжими, из-за этого не могли вписаться в общество. Педиатр назвал отклонение «аутичной психопатией», описав заболевание как социальную изоляцию. В начале 90-х патология стала стандартизированным диагнозом. В МКБ-10 синдрома Аспергера нет, он введен в группу первазивных нарушений развития (F84.0), в которой выделен в отдельную рубрику (код F84.5).
Синдром Аспергера входит в группу заболеваний аутистического спектра. Патология часто возникает у детей, но на протяжении многих лет не дает о себе знать. Проявляется недуг чаще всего у взрослых пациентов. Объясняется это тем, что детей, болеющих синдромом, редко отправляют на прием к психотерапевту. В раннем возрасте интеллект у ребенка высокий, а странности поведения списывают на особенности характера.
Согласно статистическим данным, признаки заболевания встречаются у 0,36-0,71% детей школьного возраста, при этом у 30-50% пациентов недуг остается не диагностированным.
Синдром имеет гендерную предрасположенность, болезнь в 2-3 раза чаще встречается у мужчин.
Заболевание у взрослых проявляется по-разному. Пациенты могут иметь престижную должность, семью, быть успешными в определенных сферах, где не требуется постоянный контакт с людьми. Несмотря на то, у них могут возникать сложности с адаптацией в обществе и восприятием окружающих. У некоторых пациентов заболевание синдром Аспергера протекает параллельно с серьезными психическими отклонениями.
Люди, столкнувшиеся с патологией, если и обращаются к врачам, то чаще всего по причине развития пагубных пристрастий, например, злоупотребление спиртными напитками. Иногда им ставят ошибочные диагнозы, такие как, депрессия, личностное расстройство. В этом случае больному назначается схема лечения, которая не приносит ожидаемого результата, а еще сильнее усугубляет его состояние. Поэтому важно обращаться к профессионалам с большим опытом, которые смогут верно определить патологию и составить эффективную схему лечения.
Психический синдром Аспергера – это разновидность аутизма, которая является пожизненной дисфункцией. Заболевание влияет на то, как человек воспринимает окружающий мир, обрабатывает новую информацию и относится к другим людям. Среди специалистов патологию принято называть «скрытая дисфункция», поскольку выявить ее по внешним проявлениям практически нереально.
Ранее считалось, что расстройство невозможно обнаружить до 5-6 лет. Но на сегодняшний день постановка диагноза возможна даже у двухлетних малышей. Родители могут заметить отличие в развитии ребенка до 2,5 лет. Однако окончательный диагноз не ставится раньше 11 лет. Скрининг развития маленького пациента на приеме у педиатра позволит обнаружить симптомы, требующие дальнейшего наблюдения и исследования.
Признак синдрома Аспергера у детей – сложная лексика. Таких пациентов иногда называют «маленькими профессорами». Детям сложно воспринимать образный язык, и они пользуются буквальными значениями каждого слова. Отклонения в социальном взаимодействии зачастую «спят» до того времени, пока ребенок не достигнет того момента, когда этот фактор будет иметь значение. Нарушения в поведении отмечаются, когда дети впервые идут в детсад или иное дошкольное заведение.
Когнитивные навыки ребенка с данным расстройством иногда позволяют им формулировать социальные нормы. Они могут продемонстрировать теоретическое восприятие эмоций других лиц, но сталкиваются с трудностями в осознании текущей ситуации. Лица с синдромом осваивают разговорные навыки без задержек, но использование языка зачастую носит нетипичные черты:
Заболевание может иметь разные проявления, но обычно оно затрагивает три основные области:
Одно из проявлений синдрома Аспергера – склонность к заданному порядку. Пациент задает собственный режим дня, который делает окружающий для него мир менее странным и сложным. Он работает только в конкретный временной промежуток, задержка в офисе или незапланированное опоздание провоцируют сильнейшую тревожность. На работу или учебу пациенты ходят только по одному маршруту плюс в течение всей жизни придерживаются многих других шаблонов в поведении.
Повышенный интерес к какому-то занятию или определенной сфере деятельности – еще один симптом синдрома Аспергера. В юном возрасте пациент может увлекаться техникой, наукой, путешествиями. По мере взросления человек сосредотачивает все силы на изучение всего, что так или иначе связано с его увлечением. При наличии серьезной мотивации, пациент может достичь больших высот в выбранной сфере.
У больных с подобной дисфункцией нарушена сенсорика. Чувствительность может быть чрезмерно высокой или патологически низкой. Чаще всего страдает одна система: зрение, обоняние, вкус. Но встречаются и те, у кого нарушены все функции сразу.
Также к признакам синдрома Аспергера у взрослых относят:
Причины синдрома Аспергера так и не выяснены. Но специалисты сходятся во мнении, что вины пациентов в этом нет. Патология не формируется под воздействием негативных социальных условий или ошибок в воспитании. Она возникает на стадии формирования головного мозга ребенка в утробе матери. Впоследствии привести к нарушениям в работе ЦНС могут разные факторы: генетическая предрасположенность, инфекционные болезни, плохая экология, влияние токсических веществ на плод в первые месяцы беременности.
Существует большое количество теорий относительно патогенеза заболевания. Одна из них – зеркальные нейроны. Суть теории заключается в том, что отклонение вызвано сбоем в работе зеркальных нейронов мозга, отвечающих за распознавание чувств и эмоций окружающих. Определенные доказательства этой теории дает МРТ.
Синдром Аспергера считается последствием факторов развития, влияющих на большинство систем мозга. Нейроанатомический анализ и ассоциации с тератогенами подтверждают, что этиология нарушения включает в себя изменения в развитии головного мозга после зачатия. Патологическая миграция эмбриональных клеток в процессе развития плода воздействует на итоговую структуру и связность головного мозга, что влечет за собой нарушения в нейронных цепях, отвечающих за интеллектуальную деятельность и особенности поведения.
Все отклонения аутистического спектра связаны с влиянием тератогенов (вызывают врожденные отклонения) в первый триместр беременности. Большое количество факторов окружающей среды, по предположениям ученых, также может провоцировать подобные нарушения и после рождения ребенка. Но ни один из них не получил научного подтверждения.
Еще одна теория – недостаточная центральная когерентность. Она базируется на том, что при нарушениях аутистического спектра проявляется недостаток центральной когерентности (внутренняя способность соединять множество элементов в единую картину). В результате у пациентов наблюдается неспособность составлять общую картину происходящего.
Всех пациентов с диагнозом «синдром Аспергера» условно делят на 3 категории, каждая из которых имеет свои нюансы поведения:
Независимо от типа заболевания, все пациенты сталкиваются с трудностями в ежедневной жизнедеятельности. Часто нарушение сопровождается депрессивными настроениями, которые вызывают у человека мысли о самоубийстве. Люди с синдромом Аспергера совершают суицид намного чаще пациентов с иными психическими нарушениями.
У детей, страдающих синдромом Аспергера, часто выявляются проблемы со сном. Им тяжело засыпать, они постоянно просыпаются ночью, утром рано встают. Есть вероятность возникновения задержек в освоении социальных навыков, которые требуют ловкости, например, открытие банки.
Отсутствие эмпатии затрагивает все сферы жизни пациента. Они сталкиваются с проблемами при попытке установить социальное взаимодействие, не умеют выстраивать дружеские отношения или искать совместные увлечения. Из-за нарушенного невербального поведения больные не могут устанавливать эмоциональный контакт.
Обнаружить патологию у взрослых сможет только профессиональный психотерапевт. Первый этап диагностики синдрома Аспергера – наблюдение за человеком и анализ его жизни. Врач общается с членами семьи больного. Но зачастую подобных мер недостаточно. Клиническая картина заболевания имеет немало черт, которые характерны для людей-интровертов. Поставить диагноз помогают специальные тесты, направленные на выявление неврологических расстройств.
Все тесты делятся на несколько категорий, в зависимости от предназначения. Использовать их можно для диагностики синдрома Аспергера у взрослых и детей. Отличие лишь в уровне сложности вопросов, для работы с ребенком берут опросники с рисунками любимых героев.
Для выявления заболевания у взрослых обычно используют:
На практике специалисты используют разнообразные диагностические опросники, но для постановки диагноза синдром Аспергера важно удостовериться в присутствии основных признаков болезни на протяжении долгого времени, а также исключить иные нарушения, например, шизофрению.
Заболевание относится к категории неизлечимых, поскольку проявляется в результате необратимых нарушений в работе мозга. Лечение патологии у взрослых заключается в адаптации к социуму. Достигается это с помощью психотерапии. Медикаментозное лечение используется в исключительных случаях. Применение лекарственных средств (ноотропы, антидепрессанты, нейропептиды) оправдано при развитии у больного депрессивных настроений или психологических расстройств.
В качестве вспомогательной методики лечения синдрома Аспергера используется специальная гимнастика. Постоянная физическая активность благотворно влияет на работу внутренних органов и систем. Для пациентов подбираются особые упражнения, помогающие улучшить координацию, устранить мышечный тонус. Возможно сочетание гимнастики с физиотерапией и массажем.
Синдром Аспергера – это не смертельная болезнь, но она сильно затрудняет жизнь пациента.
Однако больные с подобным диагнозом вполне могут стать полноценными членами общества и создавать крепкие отношения. Главное, своевременно обнаружить нарушение и пройти лечение.
Если синдром обнаружен у ребенка, то огромное значение играет поддержка взрослых и грамотная социальная адаптация. Чтобы помочь детям при таком расстройстве, необходимо:
Избавиться от недуга полностью невозможно, но есть шанс научиться с ним жить. Самостоятельно справиться с этой задачей у пациента не получится, требуется помощь специалистов.
Литература:
Статья проверена, медицинская информация верна