Психотерапевтическая клиника лечения алкоголизма, курения, ожирения, панических атак и неврозов в Ноябрьске
Причины считать нас

Оппозиционно вызывающее расстройство

Статьи
arrow
Оппозиционно вызывающее расстройство
Опубликовано 21 марта 2023
Обновлено 20 ноября 2023
5685 просмотров
Оценка статьи:
Оглавление
  • Оппозиционно-вызывающее расстройство – определение
  • Симптомы или как проявляется заболевание
  • Причины появления и патогенез
  • Классификация и стадии
  • Диагностика и лечение
  • Профилактика или рекомендации

Оппозиционно вызывающее расстройство – стойкое нарушение поведения у детей и подростков, которое в отличие от простого непослушания длится более 6 месяцев.  

Состояние проявляется неповиновением, негативизмом, пренебрежением правилами, обманом и прочим.

Оппозиционно-вызывающее расстройство – определение

Оппозиционное вызывающее расстройство у детей характеризуется выраженными поведенческими нарушениями, агрессивностью, эмоциональной неуравновешенностью, мстительностью, озлобленностью, желанием спорить и раздражать взрослых и т.п. 

Основным признаком болезни является противостояние взрослым. Вызывающее и враждебное поведение негативно влияет на отношения, доставляет неприятности в большей степени близким и сверстникам, чем самим пациентам.

В норме развитие и становление личности ребенка сопровождается проявлениями кризисных периодов, для которых характерны упрямство, своеволие, стремление к самостоятельности. Для оппозиционного расстройства характерны длительность и стойкость симптомов. Усугубление вызывающих тенденций приводит к проблемам и социальной дезадаптации, что свидетельствует о наличии патологии. 


Антисоциальное поведение, при котором ребенок нарушает общепринятые нормы и правила, отмечаются у 5-15 % детей. Чаще встречается у мальчиков младшего и среднего школьного возраста.


В МКБ-10 вызывающее оппозиционное нарушение включено в рубрику «Расстройства поведения» под кодом F91.3.

Симптомы или как проявляется заболевание

Признаки вызывающего поведения обнаруживаются, чаще всего, на начальных этапах обучения в школе. 

Проявления данного нарушения разнообразны. Характерны непослушание, упрямство, демонстративный отказ выполнять просьбы родителей, беспричинные споры. Конфликтные ситуации могут возникнуть на почве вопросов быта, соблюдения требований личной гигиены, успеваемости и так далее. Ребенок неряшлив, не организован, отказывается умываться, посещать уроки и т.д. Замечания взрослых еще больше провоцируют вспышки протеста и раздражения.

Можно выделить следующие группы клинических симптомов:

  1. Агрессия: конфликты, признаки преднамеренной жестокости, целенаправленный вред другому человеку.
  2. Нарушение правил, пропуски уроков, прогулы, обман, побеги из дома, словесные издевательства над учителями и одноклассниками, злобные шутки и высказывания, ранняя сексуальная активность.
  3. Разрушительное поведение, которое сопровождается порчей чужого имущества, осквернением и прочим.
  4. Постоянная ложь ради собственной выгоды. Возможны, также, кражи, воровство.

Противопоставляя себя взрослым, ребенок пытается доказать собственную значимость и самостоятельность.


У детей с оппозиционно-вызывающим расстройством снижено чувство сострадания, а положительные эмоции являются поводом для гнева и злости. Любые действия со стороны других людей воспринимаются как угроза.

При отсутствии нарушений умственных способностей возникают трудности в обучении, снижение успеваемости. Обвинение окружающих в своих неудачах, постоянное стремление доказывать что-либо препятствуют установлению нормальных отношений со сверстниками и родителями.

Неустойчивое, провокационное поведение приводит к дисгармонии и искажению отношений, полной потере контроля.

Причины появления и патогенез

Поведенческие расстройства формируются под воздействием нескольких причин.

Точные механизмы наследственной предрасположенности не установлены. Может иметь значение темперамент отца или матери, на основе которого вырабатываются аффективные реакции, эмоциональная восприимчивость. У родителей пациента более высокие показатели заболеваемости алкоголизмом и диссоциальным расстройством личности.

Развитию болезни способствует множество семейных, социальных, биологических и средовых факторов. К ним относятся:

  • асоциальное поведение родителей, неполная семья, злоупотребление алкоголем, повышенный контроль, жестокое обращение и насилие, гиперопека или невнимательное отношение, чрезмерное давление, отсутствие любви;
  • задержка речевого и психического развития, интеллект, не соответствующий возрасту, гиперактивность, импульсивность, расстройства учебных навыков и т.д.;
  • отвержение, травля, агрессия со стороны сверстников;
  • психологические особенности: заниженная самооценка, чувство неполноценности и несостоятельности, склонность к самоутверждению;
  • поражения центральной нервной системы (инфекции, травмы), тяжелая беременность у матери, осложнения, преждевременные роды и др.

Низкий социальный уровень, плохая материальная обеспеченность, дефекты воспитания в большой семье предрасполагают к развитию заболевания.


Деструктивное поведение развивается в результате нейробиологических изменений, влияющих на структуру головного мозга: дисфункции нейромедиаторов, отвечающих за сферу эмоций, снижения уровня кортизола, низкого сердечного ритма.

Согласно психодинамической теории, оппозиционное расстройство в виде негативизма и упрямства является результатом внутреннего конфликта, желанием самоутвердиться. Подобное поведение становится бессознательной защитой ребенка.

Классификация и стадии

Особенностью патологии является то, что дети в некоторой степени способны контролировать свое поведение, выбирать определенные ситуации для демонстрации протеста. 

Выделяют 3 степени тяжести в зависимости от того, когда и при каких обстоятельствах отмечается непослушание:

  • легкая: конфликтное поведение наблюдается в одной конкретной ситуации, например, дома с близкими людьми;
  • умеренная: в двух обстановках (домашней, школьной);
  • при тяжелой форме симптомы проявляются в трех и более сферах отношений: ребенок вызывающе ведет себя с родителями, педагогами, сверстниками.

Отсутствие терапии и коррекции имеющихся нарушений может привести к тяжелым последствиям.


К проблемам физического здоровья можно отнести травматические повреждения, половые инфекции, иммунодефицитные состояния и др. Среди осложнений психической сферы:

  • неспособность приспособиться к жизни в обществе, сложности общения, отсутствие друзей, доверительных отношений с родными;
  • чувство подавленности, одиночества, депрессивные состояния;
  • суицидальные действия;
  • алкогольная, зависимость от психоактивных веществ, игромания и др.

У подростков развиваются психопатические черты характера, озлобленность, зависть, безразличие к будущему.

Нарушения поведения в детском возрасте в последующем вызывают последствия социального характера: отсутствие образования, работы, средств к существованию, семьи. Люди, страдающие оппозиционно-вызывающим расстройством, часто попадают в криминальные ситуации, совершают насильственные действия, правонарушения.

В большинстве случаев родители обращаются за помощью к врачу, поведение, действия ребенка выходят из-под контроля и распространяется на различные ситуации. Раннее обращение к специалисту, работа с психотерапевтом помогает предотвратить дальнейшее развитие и усугубление проблемы.

Диагностика и лечение

Точный диагноз может поставить только детский психиатр после сбора анамнеза, беседы с родителями или людьми, участвующими в воспитании, наблюдения за поведением пациента.

Необходимо помнить, что симптомы нарушенного поведения должны присутствовать не менее полугода.

Для исключения соматических, неврологических заболеваний по показаниям назначают консультации специалистов различного профиля и дополнительные исследования (электроэнцефалографию при поражении мозга, исследование функции слуха и пр.). Для изучения особенностей личности, исследования внутрисемейных проблем используют опросники, специальные тесты и методики.

Лечебная тактика при оппозиционном расстройстве зависит от возраста, выраженности симптоматики, степени опасности для окружающих. Решение о необходимости госпитализации принимает лечащий врач. При лечении в амбулаторных условиях большое значение имеют участие родителей, помощь и поддержка семьи.

Основным и наиболее действенным методом является психотерапевтическая коррекция. Семейная терапия проводится в форме тренингов, направленных на нормализацию межличностных отношений, разработку способов взаимодействия и разрешения конфликтов, восстановление комфортного общения. Во время индивидуальных сеансов врач обучает справляться с негативными эмоциями. Когнитивно-поведенческие приемы помогают контролировать эмоции, поведение, учат управлять гневом и другими реакциями.

Дополнением к психотерапии является прием лекарственных препаратов. Дозу и продолжительность приема медикаментов подбирает врач в индивидуальном порядке в зависимости от преобладающей симптоматики: агрессивности, перепадов настроения, аффективных вспышек, импульсивности. С этой целью могут быть назначены нейролептики, нормотимики, антидепрессанты, седативные средства.

Работа психолога включает встречи с родителями, консультирование, обсуждение методов воспитания, их недостатков, анализ связи поведения ребенка и его близких. 

phone
Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных

Профилактика или рекомендации

Универсальных средств профилактики расстройств поведения не существует. 

Вероятность прогрессирования болезни снижается при своевременном обращении к детскому психиатру. Эффективная терапия и психообразовательные тренинги предупреждают дальнейшее прогрессирование патологии.

Сотрудничество семьи, школы, социальных служб, взаимная помощь помогают избежать конфликтных ситуаций и установить контакт с родителями ребенка. Предотвратить поведенческие нарушения можно с помощью доброжелательного и внимательного отношения, эмоциональной стабильности. Следует поощрять подростка за помощь, уступчивость, сотрудничество, самоконтроль. Важной составляющей является совместная работа родителей и педагогов.

Список литературы:

  1. Кожина Г. М., Мишиев В. Д., Коростий В. И. и др. Детская психиатрия: учебник. — Киев: ВСИ «Медицина», 2012 г.
  2. Краткий курс психиатрии.  Международная классификация болезней 10-го пересмотра / под ред. Самохвалова В.П. – Симферополь, 2000 г.
  3. Булахова Л.А., Детская психоневрология, 2001 г.

Статья проверена, медицинская информация верна

У вас есть вопросы? Мы поможем вам найти ответы.

Мы выделили лучших клинических психологов для оперативного консультирования по вопросам лечения в нашей клинике. Ваше обращение будет конфиденциальным и бесплатным.
круглосуточно, без выходных
image

Что делает нас достойными вашего доверия?

arrow
arrow