Задержка психического развития считается одной из самых распространенных болезней у детей.
Примерно 50% школьников со слабой успеваемостью имеют подобный диагноз.
Нарушение носит обратимый характер, его можно преодолеть с помощью специально организованного обучения и воспитания.
Задержка психического развития – что значит, как проявляется
ЗПР – это темповое отставание развития психологических процессов у детей. Характеризуется тем, что ведущие познавательные функции (мышление, память, внимание) у ребенка развиты хуже, чем у ровесников и отличаются от нормативов, которые установлены для той или иной возрастной категорий. Патология чаще всего выявляется у дошколят или учащихся начальных классов.
Впервые понятие задержка психического развития было использовано психиатром Г.Е. Сухаревой в 1959 г. Но в конце 90-х XX в. термин признали слишком обобщающим и устаревшим. В 1997 г. подобный диагноз перестали использовать. При этом само определение сохранило актуальность, но используется уже в качестве педагогической характеристики для детей.
Если симптоматика ЗПР не проходит после 9 лет, то ребенку ставят диагноз «олигофрения». Снижение темпов психического развития объясняется замедленным формированием нейронных связей в головном мозге. Основной причиной подобного нарушения чаще всего является родовая травма или внутриутробная гипоксия.
Интеллектуальные отклонения у детей с синдромом задержки психического развития незначительны, но при этом они затрагивают:
Восприятие. Фрагментарное, с замедленной обработкой информации. Возможно появление сложностей при создании целостной картинки из разрозненных объектов. Визуальное восприятие развито лучше, чем слуховое. Этот момент важно учитывать в процессе обучения, такому ребенку обязательно требуется наглядное пособие.
Внимание. Ребенок постоянно отвлекается и не может сосредоточиться на какой-либо задаче. Иногда возникают трудности с пониманием того, какой именно стимул имеет значение, а на какой не стоит отвлекаться. При переутомлении обнаруживается симптоматика синдрома гиперактивности.
Память. ЗПР у детей сопровождается выборочным запоминанием нового материала, недостаточной избирательностью. У ребенка наблюдается недостаток самоконтроля. Визуальные образы усваиваются лучше, чем слуховые.
Мышление. Без поддержки взрослых дети не могут выстроить абстрактно-логические цепочки. У ребенка возникают проблемы со сравнением, выстраиванием своих умозаключений, он не может сформулировать выводы.
Речь. У детей скудный словарный запас и неправильная артикуляция большинства звуков. Чаще всего речь ребенка максимально упрощена, поскольку ему проблематично формулировать сложные и длинные предложения. Часто нарушение развивается параллельно с дислексией.
Сфера переживаний и чувств. К особенностям задержки психического развития относится легкая внушаемость детей. У ребенка наблюдаются постоянные перепады настроения. Он практически никогда не проявляет инициативу, предпочитает идти на поводу у ровесников.
Симптомы или как проявляется заболевание
Поставить точный диагноз можно только на этапе подготовки к школе, когда возникают сложности с обучением и усвоением материала. Но при внимательном наблюдении за детьми отклонение можно выявить намного раньше.
К ранним симптомам заболевания относят:
отставание возрастных норм по развитию речи, зачастую, ребенок начинает позже гулить;
к 12 месяцам ребенок не умеет распознавать разные предметы (например, показать собачку);
дети с ЗПР не могут полностью прослушать даже простейшие сказки;
игры, мультфильмы и иные занятия, требующие понимания, не вызывают интереса (сосредоточить внимание удается только очень короткий промежуток времени);
возможно появление проблем с координацией движения;
иногда ребенок с ЗПР начинает позже ходить;
усиленное слюнотечение и высунутый язык;
при задержке нервно психического развития у ребенка может быть трудный характер, он проявляет нервозность и постоянно капризничает;
из-за сбоя в работе ЦНС у детей могут возникнуть сложности с засыпанием и проблемы со сном;
не распознает обращенную речь, но идет на контакт;
не различает цветовую палитру;
дети не могут выполнять просьбы, особенно сложные;
агрессивность и истерики на пустом месте (пациент не может выразить собственные эмоции, поэтому на все реагируют криком).
Когда ребенок с ЗПР взрослеет, он может жаловаться на головную боль, укачивание в транспорте. У него плохо складываются отношения с ровесниками. Из-за неспособности выразить себя пациент закрывается, становится подавленным и агрессивным. У детей, имеющих проблемы задержки психического развития, могут возникнуть сложности в интеллектуальной сфере:
слабое усвоение счета;
скудный запас слов;
проблемы с моторикой;
невнятная речь;
не могут запомнить буквы;
слабая успеваемость в школе;
несоответствие эмоциональных реакций возрасту;
не могут установить контакт с ровесниками, предпочитают общаться с малышами.
В 4 года при своевременном выявлении нарушения следует начинать коррекционную работу. При отсутствии лечения симптомы ЗПР усиливаются. Возникают вторичные признаки: развиваются психосоматические патологии, ухудшаются когнитивные функции, происходит социальная дезадаптация.
У младшеклассников задержка в развитии видна более отчетливо. Такой ребенок сильно отличается от ровесников поведением и способностью к усвоению материала. Если взрослые упустили наличие отклонения в детском саду, то педагоги в школе могут просто проигнорировать проблемы ученика. Это приводит к сложностям в учебе и адаптации в коллективе.
Причины появления болезни
Причин задержки психического развития много, но специалисты делят их на 2 основные группы: биологические и социальные. К первым относятся негрубые локальные нарушения в ЦНС и их остаточные проявления. Биологические факторы вызывают сбой в процессе созревания разных отделов мозга, что влечет за собой торможение в психическом развитии. Среди основных причин биологического характера стоит отметить:
заболевания и осложнения во время беременности (кислородное голодание плода, родовые травмы, сильный токсикоз или перенесенная инфекция у матери, резус-конфликт, многоплодие, недоношенность);
тяжелые соматические патологии у ребенка в первые годы жизни (астения, ядерная желтуха, врожденные проблемы со слухом или зрением);
наследственность (если кто-то из родителей сталкивался с подобным диагнозом, то высока вероятность, что ребенок столкнется с аналогичной проблемой, даже при отсутствии иных факторов риска).
К социальным причинам ЗПР относят:
недостаток общения;
психологические травмы;
легкие интеллектуальные отклонения у отца или матери (либо у обоих родителей);
неблагоприятные условия воспитания;
сокращение или отсутствие возможности у ребенка взаимодействовать с другими детьми или взрослыми.
Среди неблагоприятных условий воспитания, которые могут спровоцировать задержку в психическом здоровье, наиболее распространенными являются:
Безнадзорность. Если детям не уделять внимания, не заниматься их развитием, то они вырастут импульсивными и легко внушаемыми. Такой ребенок не может усвоить простые правила поведения, у него отсутствуют умственные интересы. Чтобы успешно развиваться и обучаться, ему не хватает элементарных знаний об окружающем мире. Таких детей можно сравнить с Маугли, который неожиданно оказался в огромном мегаполисе. В результате происходит аномальное формирование личности по типу психической нестабильности.
Чрезмерная опека. Если слишком мнительные родители с малых лет будут уделять повышенное внимание ребенку и потакать всем его капризам, то нарушается его социальная адаптация. Такие дети слишком зависимы от отца с матерью, они не могут самостоятельно принимать решения и справляться с трудностями. У ребенка нарушается развитие волевой сферы, он становится эгоцентричным и безынициативным.
Авторитаризм. Дети, которых с малых лет родители пытаются «задавить» собственным авторитетом, постоянно сталкиваются с грубостью, агрессией и жестокостью. Зачастую взрослые прибегают к физическому насилию. На таком фоне у ребенка развиваются неврозы, патологическая тревожность, разнообразные фобии. Наблюдаются проблемы с умственным развитием, поскольку перед пациентом стоит задача избежать неудачи (чтобы не столкнуться с очередным наказанием), а не достичь высокого результата. Такие личности являются эмоционально незрелыми и не нацелены на успех.
Стадии болезни
В зависимости от объема отсутствующих когнитивных способностей выделяют три уровня задержки психического развития:
Легкая степень. У пациентов наблюдается минимальное сенсомоторное замедление. В дошкольном возрасте возможно развитие коммуникативных навыков, приобретение новых знаний.
Средняя степень. Дети понимают чужую речь, в 5-6 лет могут формулировать небольшие фразы. При этом мышление примитивное и ограниченное. Чтобы освоить письмо, чтение и навыки самообслуживания, требуется много времени.
Тяжелая степень. Мышление практически полностью отсутствует, действия ограничены рефлексами. Такой ребенок не может учиться и нуждается в постоянном уходе.
В социальной психологии представлено множество классификаций ЗПР. Одна из наиболее распространённых – классификация К.С. Лебединского, которая включает в себя 4 основных типа заболевания:
Конституционная. Проявляется в эмоциональной нестабильности детей, чрезмерной привязанности к отцу или матери, неспособности принимать решения и совершать волевые поступки. Игровая деятельность преобладает над познавательной. Дети демонстрируют яркие, но нестабильные эмоции. Обычно имеют инфантильное телосложение.
Соматогенная. Развивается на фоне патологий, с которым ребенок столкнулся в первые 12 месяцев своей жизни. Такие дети большую часть времени проводят в больнице, что приводит к дополнительным сложностям в плане коммуникации. Они очень пугливые и капризные. Имеют небольшой объем памяти, неспособны к сосредоточению. При переутомлении проявляется гиперактивность или заторможенность.
Психогенная. Задержка психического развития вызвана атмосферой, в которой растет ребенок. Из-за недостатка внимания дети становятся импульсивными и отстают в умственном развитии. Гиперопека взращивает в ребенке безволие и отсутствие целеустремленности.
Церебрально-органическая. Самая распространенная форма патологии. Спровоцирована первичным органическим повреждением мозга. У такого ребенка отсутствуют живые эмоции, бедное воображение, невысокий уровень притязаний.
Осложнения болезни
Последствия ЗПР у детей очень серьезные. Особенность заболевания заключается в том, что оно может спровоцировать сбой в развитии речи, что станет причиной дислексии или дисграфии. Если не проводить коррекционные мероприятия, то ребенок впоследствии не сможет посещать школу. Его успеваемость будет очень низкой. Также ребенок с задержкой психического развития некомфортно чувствует себя в социуме. Это приводит к замкнутости или даже к агрессивности.
Также к осложнениям патологии относят:
развитие сопутствующих недугов;
формирование серьезных психических отклонений;
трудности в общении с окружающими;
нарушение элементарных навыков.
В раннем возрасте симптоматика нарушения проявляется редко. Клиническая картина становится более яркой и четкой к 4-5 годам.
Диагноз ЗПР ставится только после детального обследования психолого-медико-педагогической комиссией.
При этом осуществляется:
опрос пациента и родителей;
анализ условий проживания;
нейропсихологическое обследование;
диагностическое исследование речи;
анализ медицинских документов;
изучение интеллектуальных процессов ребенка.
Диагностика позволяет проверить соматическое состояние пациента, обнаружить не только визуально определенные симптомов ЗПР, выявить уровень интеллектуального развития и понаблюдать за поведением ребенка.
Для точного определения формы патологии дополнительно проводятся:
анализ урины;
анализ крови (общий, биохимический, серологический);
исследование плазмы на сифилис и иные инфекционные патологии.
Генетическое тестирование назначается для обнаружения врожденных причин развития недуга. Инструментальная диагностика ЗПР включает в себя: МРТ, ЭЭГ, КТ. В обязательном порядке осуществляется дифференциальная диагностика с аутизмом и олигофренией. Основные отличия ЗПР от умственной отсталости (УО):
при УО отсутствует познавательный интерес;
у детей с ЗПР есть визуальный контакт, пациенты с аутизмом никогда не смотрят в глаза;
у обоих детей может не быть четкой речи, но малыш с ЗПР пытается агукать и жестами обращаться к взрослому, у аутистов отсутствует взаимодействие с другими людьми;
ребенок постарше в УО отказывается от общения с ровесниками, дети с ЗПР тянутся к сверстникам и пытаются играть с ними;
пациент с задержкой психического развития старается разобраться в прочитанном, при аутизме такого желания нет.
Лечение задержки психического развития
Лечение задержки психического развития нуждается в комплексном подходе. В коррекционных мероприятиях участвуют разные врачи. Дети с ЗПР должны обучаться в специализированных заведениях или коррекционных классах в обычных школах. К нюансам обучения относится: дозированная подача материала, постоянное повторение, упор на наглядность, периодическое изменение деятельности.
При работе с такими детьми особый акцент делается на:
устранений нарушений речи;
улучшение познавательных процессов;
развитие эмоциональной и сенсорной сферы с использованием игровой терапии.
Если причиной задержки психического развития у детей является резус-конфликт или гипотиреоз, то возможно проведение этиологической терапии с использованием гормональных средств, переливанием крови, составлением безбелковой диеты. Однако, в большинстве случае специального этиологического лечения ЗПР не существует.
Детей с интеллектуальными отклонениями лечат симптоматической терапией. Подбираются медикаменты для уменьшения интенсивности психотических отклонений: нейролептики и средства для нормализации эмоционального фона. С помощью транквилизаторов у пациентов снижают уровень тревожности.
Отдельная роль в лечении ЗПР отводится когнитивно-поведенческой терапии. Специалисты используют специальные методики, помогающие ребенку адаптироваться в социуме. Реабилитация пациентов заключается не столько в терапевтических мероприятиях, сколько в обучении и прививании элементарных домашних, социальных навыков. Специалисты уверяют, что умеренная ЗПР может быть скорректирована и впоследствии дети смогут выполнять несложную работу и заботиться о себе.
Согласно статистическим данным, ¼ всех дефектов психического развития связана с аномалиями хромосом. Поэтому о профилактике ЗПР можно говорить только при отсутствии врожденных отклонений. Основные рекомендации по предотвращению болезни:
создать комфортные условия для протекания беременности и родов;
постоянно отслеживать здоровье ребенка, регулярно проходить обследование в клинике;
создать хорошую атмосферу в семье, свести к минимуму конфликтные ситуации;
своевременно лечить детей при развитии того или иного недуга;
развивать ребенка с малых лет;
постоянно общаться и взаимодействовать с детьми, развивать их навыки и способности.
Профилактика заболевания в основном заключается в постоянном взаимодействии мамы и малыша.
Не нужно бояться демонстрировать любовь и нежность, материнские объятия не только успокаивают, но и учат спокойно воспринимать новую обстановку. Не проявляйте чрезмерную опеку или безразличие, это затормозит развитие личности. Равнодушие родителей лишает стимула учиться, а при гиперопеке дети не развиваются, поскольку взрослые относятся к ним, как к малышам. Важно отыскать золотую середину.
Если у ребенка все же выявлены задержки в психическом развитии, не стоит отчаиваться. Сегодня создано немало специальных учебных заведений, которые работают по уникальной коррекционной методике. Важно своевременно выявить патологию. Если обратиться к специалисту на ранних стадиях заболевания, то есть больше шансов полностью устранить эмоциональные и когнитивные нарушения.
Мы выделили лучших клинических психологов для оперативного консультирования по вопросам лечения в нашей клинике. Ваше обращение будет конфиденциальным и бесплатным.